Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияS&P понизило рейтинг Белоруссии
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's в понедельник понизило долгосрочный суверенный рейтинг Белоруссии на один пункт – до «B–» с «B», говорится в сообщении агентства.
Прогноз рейтингов – «негативный», передает «Интерфакс».
Краткосрочные рейтинги Белоруссии понижены до «C» с «B».
#{ussr}Рейтинги были выведены из списка CreditWatch, куда они были помещены 27 мая 2011 года с «негативным» прогнозом.
Оценка риска перевода и конвертации валюты для белорусских несуверенных заемщиков снижена до «B–».
«Рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта, ранее присвоенный приоритетным необеспеченным обязательствам Белоруссии, остался на уровне «4», что отражает наши ожидания 30–50-процентного возмещения долга в случае дефолта по коммерческому долгу этой страны. Оценка основана на сценарии (не базовом), согласно которому возможные существенные негативные тенденции внешнего финансирования не смогут компенсироваться мерами экономической политики», – отмечается в сообщении агентства.
«Понижение рейтингов Белоруссии обусловлено продолжающейся зависимостью республики от внешнего финансирования вследствие большого дефицита по счету текущих операций и очень низкого уровня доступных резервов», – отмечается в сообщении.
«У нас остаются большие сомнения по поводу способности страны обеспечить такое финансирование, и мы полагаем, что к настоящему моменту правительство Белоруссии предприняло лишь ограниченные меры по устранению причин внешнего дисбаланса. Это оказало существенное давление на официальный обменный курс, который мы считаем завышенным, и усугубило стрессовую ситуацию в экономике страны. Кроме того, вслед за изменениями обменного курса в этом году существенно выросла долговая нагрузка правительства по обязательствам в иностранной валюте (по отношению к ВВП). По нашим оценкам, к концу 2011 году она увеличится почти в два раза, то есть до уровня свыше 40% (без учета гарантированных обязательств)», – говорится в пресс-релизе.
Уровень рейтингов Белоруссии ограничен политическими рисками, а также дисбалансами во внешней, монетарной и бюджетной политике, которые обусловлены политикой бюджетной и монетарной экспансии, направленной на поддержание внутреннего спроса. Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги Белоруссии оказывают относительно высокий показатель ВВП на душу населения, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Эти факторы обеспечивают правительству возможности для быстрого реагирования в случае, если возникнет необходимость в устранении макроэкономических дисбалансов или проведении микроэкономических реформ, направленных на развитие частного сектора.
«Мы ожидаем, что дефицит по счету текущих операций Белоруссии по отношению к ВВП, который в 2010 году превысил 15%, вследствие чего Центральный банк стал нетто-дебитором по обязательствам в иностранной валюте, снизится до чуть более 10% в 2011 году и в 2012 году станет меньше 10%. Выплаты по погашению внешнего долга в оставшиеся месяцы этого года невелики, однако они возрастут в последующие годы», – отмечают в S&P.
«В соответствии с нашим базовым сценарием внешнее финансирование Белоруссии в 2011 году будет складываться из кредитов Евразийского экономического сообщества и Азербайджана, а также значительных доходов от приватизации, главным образом газотранспортной компании ОАО «Белтрансгаз», которая, как мы ожидаем, будет продана в ближайшие месяцы. Еще один кредит объемом около 1 млрд долларов может поступить от Сбербанка России через производителя и поставщика калийных минеральных удобрений ОАО «Беларуськалий»; ожидается также сопоставимый по объему кредит из Китая. Часть дефицита по счету текущих операций будет профинансирована за счет привлечения трансграничных банковских кредитов. Наш базовый сценарий не предусматривает финансирование со стороны Международного валютного фонда (МВФ) в 2011 году, так как, по всей видимости, в настоящее время между МВФ и Белоруссией нет договоренности в отношении проводимой фискальной и монетарной политики», – говорится в сообщении агентства.
В 2012 году могут быть получены два других транша от Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества, а также дальнейшие поступления от приватизации. В следующем году возможна частичная продажа Беларуськалия и ряда других, меньших по размеру компаний; кроме того, ожидаются поступления от приватизации Белтрансгаза.
«Что касается проведения реформ, правительство Белоруссии приняло ряд мер по преодолению текущего экономического кризиса. Национальный банк увеличил процентные ставки, однако они остаются отрицательными в реальном выражении. Правительство значительно сократило поддержку программ кредитования. Мы ожидаем ужесточения фискальной политики и дефицита бюджета менее 1% ВВП, однако внебюджетные расходы и ослабление национальной валюты, вероятно, приведут к значительному росту долга. Кроме того, если экономическая ситуация не нормализуется, может потребоваться рекапитализация финансового сектора. Эти меры помогут уменьшить фискальный дисбаланс, однако, с нашей точки зрения, они не смогут устранить причины внешних дисбалансов. Прогресс в либерализации экономики остается незначительным, приватизация продвигается очень медленно, частный сектор по-прежнему недостаточно развит», – отмечают аналитики S&P.
«Суверенный рейтинг по обязательствам в национальной валюте приравнен к суверенному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, поскольку монетарная политика, по сути, призванная поддерживать финансовую гибкость суверенного правительства в отношении собственной валюты, в случае Белоруссии ограничена высокой инфляцией и неразвитостью рынков ценных бумаг. Оценка риска перевода и конвертации валюты приравнена к долгосрочному рейтингу по обязательствам в иностранной валюте, поскольку отражает наше мнение о том, что вероятность ограничения правительством доступа к обмену валюты, необходимой белорусским несуверенным заемщикам для обслуживания и погашения долга, эквивалентна вероятности суверенного дефолта по обязательствам в иностранной валюте. По мере усиления внешней нестабильности правительство Белоруссии в течение этого года вводило ограничения на покупку/продажу иностранной валюты, в том числе запрет на авансирование импортных платежей и налог на конвертацию валюты», – говорится в пресс-релизе.
Прогноз «негативный» отражает вероятность понижения рейтинга страны в случае, если перспективы внешнего финансирования не реализуются или оно окажется недостаточным в условиях дальнейшего снижения курса национальной валюты и стрессовой ситуации в экономике, в частности значительного оттока средств с банковских депозитов.