Взгляд
5 августа, среда  |  Последнее обновление — 10:50  |  vz.ru
Разделы

Прекратите этот стон «наши пролюбили Белоруссию!»

Андрей Перла, Политолог
Останется у власти президент Лукашенко. Чтоб он был здоров. Останется и будет дальше продолжать нервы нам с вами мотать. Никакой Майдан ему ничего не сделает. Потому что нету Майдана и не будет. Сделать в Белоруссии революцию не из чего. Подробности...

Россия мучительно деофшоризирует себя

Глеб Простаков, бизнес-аналитик
Одним закрытием Кипра реальной деофшоризации не добиться. Нужно пройтись по всему списку офшорных юрисдикций, что довольно непросто. Ведь если для Кипра такие страны, как Россия – лакомый кусок, то на многие другие влияния у Москвы куда меньше. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Дискриминация белого гетеросексуального большинства не вечна

Андрей Бабицкий, журналист
У России есть серьезные социокультурные резервы для оказания необходимой помощи той части западных элит, которая хотела бы разрушить морок постмодерна и неолиберализма. Она – пример возвращения к традиции. И пример для других. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Столицу Ливана сотряс мощнейший взрыв

В порту Бейрута, вблизи базы ВМС Ливана, произошел грандиозный взрыв. Пострадала половина города. Погибли десятки человек, более двух тысяч ранены. Среди пострадавших семья премьера Ливана и люди из его окружения. Ущерб также нанесен президентскому дворцу и зданию посольства РФ
Подробности...

Житель Урала отправился на Черное море в вагоне с углем

Житель Курганской области решил поехать в отпуск бесплатно – на грузовом поезде, следовавшем в сторону Черного моря. Причем ехать пришлось под открытым небом в вагоне с углем. Нарушителя поймали в Морозовске в Ростовской области. С собой «курортник» вез самодельную гитару
Подробности...

Лесные пожары охватили Калифорнию

Более 8 тыс. га охвачено лесными пожарами в Калифорнии. Из-за быстрого распространения огня экстренно эвакуируют тысячи человек. Пожар, которому присвоили имя Эппл, начался в пятницу в полдень и продолжается уже третий день. В тушении участвует примерно 1,3 тыс. пожарных
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
    НОВОСТЬ ЧАСА: Россия отправит в пострадавший от взрыва Бейрут госпиталь с врачами

    Главная тема


    Почему Польша ненавидит "Северный поток – 2"

    «какая-то бомба»


    Трамп назвал взрыв в Бейруте «похожим на чудовищную атаку»

    институт старейшин


    Эксперт объяснил, как в Чечне наказывают провинившуюся в Москве молодежь

    для сдерживания россии


    США собрались развернуть крылатые ядерные ракеты морского базирования

    Видео

    выборы в белоруссии


    Советники Тихановской придумали, как обыграть Лукашенко

    220 процентов прибыли


    Кризис доллара привел к расцвету новой валюты

    конкуренция и сотрудничество


    Как России удалось в рекордные сроки создать вакцину от COVID-19

    1939 год


    Как СССР пытался создать альтернативу пакту Молотова – Риббентропа

    глобальная турбулентность


    Игорь Караулов: В американском эталоне демократии проступил изъян

    Не вмешиваемся


    Герман Садулаев: Нужно бороться за своих в Белоруссии

    российские выгоды


    Дометий Завольский: Дежавю цветной американской революции

    викторина


    Как мировые лидеры выглядели в детстве?

    на ваш взгляд


    Какими должны быть отношения между Россией и Белоруссией?
    Александр Синев

    Новый железнодорожный прейскурант

    Александр Синев
    Президент Института развития транспортных систем
    28 сентября 2018, 19:37

    1 октября в Сочи начнет свою работу международный транспортный форум «PRO//Движение.1520» – площадка для обсуждения актуальных вопросов развития железнодорожной отрасли. На мой взгляд, одним из таковых остается не теряющий актуальности с начала 90-х годов прошлого века вопрос нового Прейскуранта № 10-01.

    Прейскурант – один из основных документов, влияющих на формирование доходов ОАО «РЖД» в условиях дефицита инвестиций.

    Но при этом мы имеем ограничения в сколько-нибудь значимом изменении тарифной нагрузки на потребителей. Потенциал почти исчерпан. В этом заключается своеобразная революционная ситуация для Прейскуранта 10-01: «верхи (транспортники) не могут, низы (клиенты) не хотят».

    Поэтому выход необходимо искать в изменении системы регулирования в целом.

    Но сначала нужно ответить на вопрос: железнодорожный транспорт – это самостоятельная отрасль и автономный бизнес, или это «транспортный цех» отраслей экономики?

    Фото: Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС

    От него отмахиваются как от слишком теоретического. Но от него зависит выбор адекватной системы регулирования. Поэтому вернуться к этой развилке все же необходимо.

    Согласно теории В. А. Геодакяна о «бинарно-сопряженных подсистемах», любая система является жизнеспособной, когда состоит из двух подсистем – консервативной, отвечающей за устойчивость, и оперативной, отвечающей за адаптацию к внешней среде и изменчивость. Таким путем идет Китай, где в системах управления спокойно уживаются и свободная экономика, и жесткие механизмы государственного регулирования. Только применяются они там, где это полезно.

    Почему не применить этот научный и подтвержденный практикой «бинарный» подход на отечественном железнодорожном транспорте?

    Есть клиенты из сырьевого сектора экономики, для которых железная дорога – это «транспортный цех». Есть клиенты из бизнес-сектора, для которых железная дорога вполне может быть полноценным бизнес-партнером. Они могут и должны иметь различные предложения по набору услуг и вполне способны платить за качественный сервис по договорным тарифам.

    Поэтому правильный, на наш взгляд, ответ – железнодорожный транспорт одновременно и транспортный цех, и самостоятельный бизнес. Только для соответствующих сегментов экономики он играет разные роли.

    Системы сбыта, ресурсного планирования, отраслевого и ценового регулирования и контроля должны быть «настроены» на совершенно различные потребности этих основных групп клиентов. 

    Сегмент «транспортного цеха»

    Это консервативная группа клиентов – отрасли сырьевой промышленности и первичной переработки.

    Первый блок целевой модели регулирования в этом сегменте – «что и куда везем» – связан с долгосрочным планированием объемов, направлений и технологии перевозок. Предъявлять требования к железнодорожной составляющей правильно только после долгосрочного производственного отраслевого планирования.

    Второй блок параметров – «как везем». На этом этапе должно быть определено, какие ресурсы магистральной инфраструктуры, путевое развитие конкретных станций, типы и характеристики тягового подвижного состава, технология начально-конечных операций требуются для полного удовлетворения отраслевого спроса.

    Наконец, ключевой блок «почем».

    Здесь важно ответить на три последовательных вопроса: сколько должна стоить перевозка (себестоимость), сколько она может стоить (платежеспособный спрос), что делать с разницей этих двух параметров (перекрестное субсидирование и (или) субсидиарная политика).

    Прейскурант № 10-01, с одной стороны, содержит стройный методологический аппарат отнесения затрат ОАО «РЖД» на тариф за единицу объема перевозок. С другой стороны, в нем же «зашиты» надстройки, связанные с применением коэффициентов по классам грузов и другим факторам платежеспособности. Два разных подхода в одном документе.

    В результате мы не знаем, ни сколько должна стоить перевозка, ни объективных методов оценки платежеспособного спроса и самого уровня такого спроса в виде «справедливого» тарифа. Соответственно, есть или нет потери в доходах от осуществления государственного регулирования тарифов, невозможно доказать ни в правовом, ни в методическом смысле. Здесь, на наш взгляд, и располагается ключевая проблема.

    Если методологическую базу Прейскуранта № 10-01 очистить от коэффициентов дифференциации и заложить актуальную расходную базу, то это и будет ответ на вопрос, сколько должна стоить перевозка. Сколько она может стоить – это задача динамического ценообразования, основанная на мониторинге транспортной составляющей в цене и соотношения ее с граничными параметрами. И метод «затраты +» здесь не нужен.

    Основной вопрос – что делать с «вилкой» между себестоимостью и предельным тарифом. Ответ в субсидиарной политике, которую должны определять в том числе регуляторы.

    Применение субсидиарных механизмов может осуществляться с учетом характера долгосрочных договоров. Если в пул договора входят маршруты перевозок как сырьевых, так и маржинальных грузов, то должно использоваться кросс-субсидирование.

    Когда компенсаторные резервы перекрестного субсидирования исчерпываются – необходимо задействование бюджетных субсидиарных источников. Или изменение параметров транспортного заказа для исключения некомпенсируемых потерь в доходах.

    При этом необходимо рассмотреть вопрос об обоснованности системы сбыта в этом сегменте. Насколько оправданно здесь в качестве услуги предлагать перевозку груза в вагоне и соответствующим образом тарифицировать ее. Не пора ли подумать о переходе с системы заключения нет-контрактов на систему гросс-контрактов?

    Бизнес-сегмент

    Основной характеристикой сегмента является взаимозаменямость услуг железнодорожного транспорта, то есть высокая конкуренция с автотранспортом, и изменчивость характеристик товарного рынка. Там нет возможности, но и необходимости стратегического прогнозирования. Поэтому система взаимодействия должна быть максимально лабильна и очищена от лишнего регулирования.

    Здесь необходимо создание инфраструктуры рынка, в первую очередь информационной, в части предоставления клиентам быстрого дистанционного выбора из всего спектра предложения основных услуг и дополнительных опций. С учетом конкуренции с автотранспортом необходимо полностью дерегулировать тарифы.


    Подпишитесь на ВЗГЛЯД в Яндекс-Новостях

    Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь
     
     
    © 2005 - 2020 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •