Киев меняет тактику

@ из личного архива

27 марта 2015, 11:20 Мнение

Киев меняет тактику

«Циничные бандеры» – это сигнал от Порошенко. Больше того – полноценная сигнальная ракета, которая обозначает начало новой кампании на Украине. В чем она заключается? В идеологической дебандеризации страны?

Эдуард Биров Эдуард Биров

журналист

«Циничные бандеры» – это сигнал от Порошенко. Больше того – полноценная сигнальная ракета, которая обозначает начало новой кампании на Украине. В чем она заключается? В идеологической дебандеризации страны?

Вашингтону на Украине больше не нужны отмороженные отряды боевиков

Конечно же, нет – без русофобии все происходящее автоматически теряет смысл. В борьбе с экстремистами-радикалами, которые бесчинствуют под видом добровольческих батальонов? Отчасти, да. Но только как элемент более крупного процесса. В чем он заключается?

Понять это можно, сложив воедино проявления внешне вроде бы противоречивого поведения Порошенко и тенденции внутренней политики Киева. А смысл их предельно простой – максимальная централизация власти в одних руках, зачистка политической поляны от кланов и неподконтрольных напрямую президенту сил, в том числе военизированных.

Процесс этот был запущен с лета-осени 2014 года, когда Порошенко подмял под себя Раду, большую часть правительства и нейтрализовал в политическом смысле сначала Тимошенко, а потом и Яценюка с Турчиновым (при определенном компромиссе).

В декабре Порошенко заявил об очищении власти от олигархов. Тогда это обещание показалось одной из многочисленных наживок для электората, которые даже не планируют реализовывать. Однако в марте 2015 года деолигархизация власти стала ключевой в повестке дня Порошенко.

И после того как у Коломойского отняли контроль над «Укрнафтой» и Днепропетровской областью, включив поддержку США, стало понятно, что это не пустые слова. На очереди – Ахметов, Пинчук, Фирташ и все остальные олигархи.

Принцип, скорее всего, следующий: олигарху предлагают вернуть под номинальный государственный контроль крупные инфраструктурные активы, жизненно необходимые Киеву, после чего продолжить заниматься оставшимся бизнесом, не пытаясь мешать Порошенко.

Думаю, Коломойский согласился приблизительно на подобные условия, сохранив за собой «Приват-банк». Плюс ему позволили создать системную оппозицию. То есть олигархов и феодалов Украины хотят превратить в простых бизнесменов; в противном случае США откажут им в поддержке.

Понятно, что вся номинально национализированная собственность фактически станет подконтрольной Порошенко. Из нескольких феодов Украину фактически превратят в единую колонию США под управлением главного гетмана. Борьба с олигархами ради интересов главного олигарха – вот что скрывается под кампанией деолигархизации Украины.

Борец с бандерами Петр Порошенко (фото: Михаил Маркив/РИА

Борец с бандерами Петр Порошенко (фото: Михаил Маркив/РИА "Новости")

И сделать это было возможно только при поддержке США и несопротивлении России. Многие желали, чтобы Москва сделала ставку на стравливание олигархов между собой и поддержала Коломойского в столкновении с Порошенко. Но Кремль давно решил, что до прямого столкновения с Западом за всю Украину лучший выход – это заморозка местного конфликта, и распад Украины на отдельные феоды отнюдь не в российских интересах.

Решение Киева расформировать добровольческие батальоны – из той же серии. Понятно, что финансируемые олигархами частные армии – это постоянная угроза силовой смены власти или рычаг отсоединения какой-то области от Киева. Отменяя «карманные армии» олигархов и объявив масштабную операцию против «бандитов в зоне АТО», Порошенко фактически ликвидирует тех, кто на Майдане привел его к власти и затем с помощью террора пытался удержать сопротивление народа хунте.

Вряд ли он поступит с ними, как Гитлер со штурмовиками Рема, часть которых уничтожили физически. Но смысл заключается в том, что добровольцы-каратели стали неудобными и ненужными Киеву, и их объявили «вне закона». Они вдруг стали бандитами и нарушителями интересов Украины.

В то же время почти наверняка многие из добровольцев «Днепра» или «Айдара» войдут в структуры вооруженных сил Украины или МВД, которые будут выполнять карательные функции, но уже системно, официально и под контролем одного центра власти.

Все то же самое, только законно и без самодеятельности. Уничтожать «сепаратистов» и инакомыслящих будут методично и даже с лоском, как гитлеровцы. Так что Порошенко делает это не по какой-то секретной договоренности с Путиным, а согласно логике нацистских режимов. Расправа над штурмовиками не сделала Гитлера меньшим нацистом.

В этом смысле и борьба с «циничными бандерами» – это не смена идеологии, а исключительно придание русофобской идеологии респектабельности и лоска. Никуда не денутся русофобы в киевской верхушке, не будет никакого примирения с Россией, детей продолжат воспитывать в ненависти к русскому и «москалям», и уж никакой речи о каком-то раскаянии перед Донбассом.

Просто сменилась тактика. Вашингтону на Украине больше не нужны отмороженные отряды боевиков – они не справились со своей задачей зачистить Донбасс и должны быть списаны. Вашингтону нужна русофобская фашистская авторитарная Украина, которая будет готовиться к самоубийственной агрессии против России.

Им нужен не Бандера во главе Украины (это уровень схронов в лесах), а фюрер – руководитель большой страны, готовящейся к «дранг нах остен», в новой интерпретации – к походу против Мордора во имя свободного мира.

Из Порошенко, похоже, решено сделать управляемого маленького фюрера, который у себя на территории должен обладать абсолютной властью. Не отмороженного вожака бандеровцев, а внешне респектабельного, состоятельного и уверенного в себе вождя, с вышколенной армией и частями СС.

Отсюда и военный френч Порошенко, его позирование с оружием, за рулем броневиков, и в то же время постоянные контакты с Байденом и представителями западной элиты, разъезды по международным форумам и пресс-конференции.

Отсюда и кампания по наведению порядка внутри страны – громкие аресты чиновников, люстрации, борьба с олигархами, с неподконтрольными военными формированиями, действия СБУ против «сепаратистов». Все это создает образ сильного вождя, готового к самым жестким решениям.

По крайней мере, такова задумка. Однако крайне сомнительно, что ее получится реализовать. Украинцы не немцы, киевский режим по эффективности отнюдь не гитлеровский, а экономику Украины не превратить в немецкую машину ни при каких финансовых вливаниях МВФ.

Отсутствие хоть какой-то дисциплины и мягкий малорусский менталитет не позволят создать ничего даже подобного гитлеровской армии. Хоть отправь туда тысячи инструкторов НАТО и при каждом украинце поставь немца. С другой стороны, американцам, возможно, и надо на Украине нечто такое – наспех сложенное и пародийное, но агрессивно настроенное против Москвы. Они рассчитывают, что Россия так слаба, что для ее дестабилизации хватит и удара такого обгрызенного тарана, каким является нынешняя Украина.

Похоже, война с Украиной становится все реальнее – война нелепая, скоротечная и с понятным исходом, но все же война. И ее чрезвычайно важно не допустить.

..............