Как-то недавно убеждал меня один небезызвестный блогер в том, что все хорошее, прогрессивное и разумное приходило в мир из Соединенных Штатов Америки. А мы, тупоголовые и в лаптях из секонд-хенда, можем только использовать готовые идеи американского интеллекта. Да и то бездарно. Может быть, это и так. Но только в окончательном результате. А ведь первично все это вышеозначенное «прогрессивное и хорошее» пришло в США из других стран. И немалая доля здесь принадлежит России.
К нам вернутся и те наши соотечественники, которые раньше убежали к американцам
Краткий экскурс в историю великих «американцев» говорит о том, что без выходцев из нашего отечества Америка не знала бы большой части своих брендов и имен, составляющих ныне гордость страны. Приведенные мною примеры – лишь немногое из того, что получили США «прямой доставкой» с территории бывшего Советского Союза и России. Итак:
Известная фирма «MaxFactor» основана выходцем с юга России Максимом Факторовым в 1930 году и до сих пор занимает лидирующее положение в индустрии декоративной косметики.
Символ Америки Голливуд по сути был также создан выходцами из СССР. Основатели киностудии «Warner Brothers» – четыре брата Вороновы из Белоруссии (они же Уорнеры). А знаменитую кинокомпанию «Metro Goldwyn Mayer» создали Луис Барт Мейер, урожденный Лазарь Меир из Минска, и Сэмюель Голдвин, урожденный Шмуэль Голдфиш из Варшавы.
Русский создатель легендарного американского спорткара «Шевроле Корветт» Захарий Аркус-Дантов родился в 1909 году в России. В мае 1953 года Аркус-Дантов пришел в «Дженерал Моторс», в подразделение «Шевроле», где и разработал самый знаменитый спортивный автомобиль Америки.
К рождению знаменитой джинсовой марки «Levi's» приложил руку не только Леви Страусс, но и эмигрант из Российской империи Якоб Йофис. В 1869 году он открыл в Рино швейное ателье. Материалы для заказов он покупал у продавца из Сан-Франциско Леви Страусса, который занимался производством диковинной для того времени одежды из плотной хлопчатобумажной ткани. Однажды ему поступил заказ от женщины, попросившей сделать для ее мужа-дровосека прочные штаны. Тогда Дэвису и пришло в голову закреплять карманы с помощью металлических заклепок. Увидев, что новшество пользуется спросом, Дэвис решил запатентовать его, обратившись за помощью к Леви Страуссу. Так началось их многолетнее плодотворное сотрудничество.
В 1922 году 29-летний эмигрант из российского города Смоленск Морис Маркин основал Checker Cab Manufacturing Co – автозавод, специализирующийся на производстве такси собственной конструкции.
В криминальные двадцатые «чеккер» стал любимой машиной чикагских гангстеров. В просторном такси было удобно прятать спиртное и выезжать на дело: 6–9- местный салон легко вмещал целую банду. В 1956 году появился Checker А10 – самый просторный седан Америки. Его облагороженная версия – Marathon 1960 года – и стала легендарным американским «желтым такси». Кстати, кубики на бортах машины придумал именно он – бывший житель Смоленска Морис Маркин.
Натан Шварц, давший жизнь знаменитой обувной марке Timberland, родился в Одессе, в семье бедных сапожников. Перед началом Первой мировой войны вместе с родителями переехал в Бостон, где продолжил свое обучение на обувного мастера. В 1965 году вместе со своими сыновьями он придумал технологию бесшовного соединения резиновой подошвы обуви с кожаным верхом, выполняемую при помощи специального пресса. Уже в 1973 году вышли первые партии ботинок, одним из слоганов для которых был «Если вы любите Timberland, относитесь к ним как можно хуже». Так Шварц вошел в историю, сделав продукцию марки широко популярной за пределами США.
Создатель знаменитой марки Ralph Lauren был сыном Франка Лившица, советского эмигранта, из белорусского города Пинска. Первый успех пришел к Лорену в 1967 году после создания широкой модели галстука, в противоположность распространенным тогда узким. В 1968 году он запустил собственную марку Polo Ralph Lauren, а уже через год открыл первый магазин. Сейчас Ralph Lauren – одна из самых популярных марок одежды в мире.
Американский писатель-фантаст Айзек Азимов, написавший около 500 книг, многократный лауреат литературных премий Хьюго и Нейбьюла, родился в 1920 году в местечке Петровичи Климовичского уезда Гомельской губернии (сейчас это Шумячский район Смоленской области) и при рождении получил имя Исаак Юдович Озимов.
Российских предков имеет и известный писатель Сидни Шелдон, настоящая фамилия которого – Шехтель. Его романы переведены на 56 языков и изданы тиражом более чем 300 миллионов экземпляров в 100 странах мира, по его сценариям снято 25 фильмов. Писатель признавался, что видит и чувствует драму именно потому, что его предки – русские.
Ну и, конечно же, из бывших «наших» и авиаконструктор и отец американского вертолетостроения Игорь Сикорский, и изобретатель телевидения Владимир Зворыкин, и Александр Понятов, создавший первый в мире видеомагнитофон. И, само собой разумеется, что в списке людей, сделавших современную Америку, далеко не последнее место занимают соучредитель фирмы Apple сын выходца из СССР Стив Возняк и создатель поисковика «Google» русский эмигрант Сергей Брин.
И это все лишь небольшая часть того, что США получили от бывшего СССР. Читаешь и понимаешь, что хорошо у американцев не с врожденными талантами, а с приобретенной опытным путем соображалкой. В связи с отсутствием нормального генофонда они, не скрывая и гордясь этим, заимствуют мозги, способности и идеи у всего мира. А может быть, именно в этом и заключается та самая национальная идея, которую ищут все, за исключением США? Они ее, эту идею, давно нашли и последние сто лет эксплуатируют и в хвост и в гриву. И у них это неплохо получается.
У нас же подобные варианты, за исключением сбежавшего от налогов престарелого Депардье, пока не проходят. Может, мало денег предлагаем?
А что если ввести дополнительный налог на доходы нефтяных, газовых и других ресурсных миллиардеров (других в России, к сожалению, нет), скажем, в шесть процентов, и направлять его на приобретение лучших умов и идей из всех стран мира? Представьте, шесть процентов от годовой прибыли участников российского «Форбса» составит около 10 миллиардов долларов. Сколько мозгов можно купить на эти деньги? Я думаю, что много. Даже на территории тех же Штатов, не говоря уже о Европе или развивающихся странах. И действовать так же, как и американцы – убивать ценой. Наповал.
– Уважаемый, сколько Вам платят в Силиконовой долине?
– Три миллиона в год.
– Получите десять. Распишитесь, и завтра с вещами и семьей мы Вас встречаем в Шереметьево.
Конечно же, к нам вернутся и те наши соотечественники, которые раньше убежали к американцам. И, поверьте, их будет гораздо больше, чем коренных жителей США. Генофонд все-таки. И дело здесь в каких-то шести процентах от ресурсных миллиардов. Всего лишь...
Господа олигархи, а может, скинетесь на будущий русский «Apple» или хотя бы на отечественный «Корветт»? Нет, конечно, отечественные миллиардеры, вскормленные на дармовой нефтянке, на покупку мировых гениев денег не дадут. По собственной воле не дадут. А вот если вежливо попросит Путин, то разговор будет, разумеется, с положительным результатом. Так что, Владимир Владимирович, может, поговорите? Заодно и национальная идея появится.
И, может быть, после такого разговора в России наконец-то появятся свои гейтсы и джобсы. Если, конечно, и эти шесть процентов отечественное чиновничество не разворует.
Источник: Блог Олега Лурье