Бурная дискуссия о первородном грехе российской демократии – воровской приватизации – была спровоцирована статьей Владимира Пастухова, опубликованной в «Новой газете». Статья для данной темы хоть и неплохая, но довольно типичная, как обычно, нас плавно пытаются подвести к нехитрому выводу, что было бы неплохо отнять наворованное и по-пацански поделить между собой.
Можно пойти тем путем, которым пошли немцы в вопросе холокоста
Такие статьи пишут каждый день и с разным качеством аргументации все кому не лень – от либералов и умеренных левых до совершенно отмороженных правых – вот уже 20 лет подряд.
Но в этот раз наброс на вентилятор произвел собственноручно надежда российской либеральной общественности – Алексей Навальный, порекомендовав статью в своем блоге и приложив к ней несколько фотографий российской элиты. Революционно настроенная общественность не смогла противостоять искушению, так как его блог транслируется всеми либеральными СМИ страны так, как будто это вновь обретенные святые скрижали.
Я не буду приводить экономические аргументы, почему этого (отнять и поделить) делать ни в коем случае не стоит и с какими проблемами столкнутся те, кто пойдет по тернистой тропе деприватизации в тупик, – до меня это уже сделали люди, значительно лучше разбирающиеся в вопросе. Меня больше интересует, почему эта тема среди оппозиционеров до сих пор так актуальна?
Начну с себя. Во-первых, я не считаю, что меня обманули «прихватизаторы», возможно, потому, что мне достался небольшой свечной заводик, что, без всякого сомнения, является темой для отдельного разговора, а возможно, еще и потому, что я во время приватизации был молод и всего происходящего не понимал, даже не успел осознать, какого шанса я лишился.
Думаю, современную молодежь эта тема тоже интересует мало, опросов я, разумеется, не проводил, но ни один из моих знакомых на несправедливую приватизацию мне не жаловался, их больше интересует вопрос, как интересно и с пользой провести время. Я, честно говоря, плохо себе представляю кого-нибудь из них несущимися на сноуборде по альпийскому склону с перекошенным ртом, из которого вырывается истошный крик: «Даешь пересмотр результатов залоговых аукционов!!!» Их приватизация, видимо, тоже обошла стороной, для них это объективное состояние окружающей среды – внешний фактор вроде плохой погоды, на которую обижаться бессмысленно.
Смакуя и с причмокиванием о деприватизации любят порассуждать в основном две группы товарищей.
Во-первых, это пожилые коммунисты, для которых борьба с собственностью и крупным капиталом – дело принципа и почти религиозных убеждений. Так как эта группа довольно быстро сокращается по естественным причинам и уже давно попахивает нафталином, обсуждать ее не имеет смысла.
Во-вторых, это представители околоэлитных групп времен «воровской приватизации» со звучными «либеральными» фамилиями, которые во время залоговых аукционов были у кормушки, но ввиду то ли своего скудоумия, то ли трусости так не смогли ничего дельного «прихватизировать» и вот уже 20 лет, обиженные жизнью, вынуждены изображать принципиальных борцов за права простого трудового народа.
С другой стороны, в России активно формируется средний класс, какова его численность и как он конкретно выглядит – в большей степени вопрос терминологии. Но факт: доходы населения растут, количество нищих снижается. В России живут десятки миллионов образованных и экономически активных граждан, которые имеют собственность и зарабатывают себе на хлеб своим трудом, т. е. напрямую отношения к нефтяной ренте не имеют. Это в первую очередь владельцы мелкого и среднего бизнеса, менеджеры и квалифицированные рабочие.
Собственность или капитал, как принято говорить в некоторых кругах, имеет часто свои истоки в так называемой криминальной приватизации. Кто-то приватизировал муниципальный магазин «хозтовары», который сегодня стал супермаркетом, кто-то гараж, который сегодня стал шиномонтажной. Если начать пересмотр результатов приватизации, то под угрозой окажется не только собственность владельцев этих предприятий, но и рабочие места сотрудников, финансовое благополучие членов их семей.
Людям нужна возможность жить, работать, зарабатывать и растить детей, а не многолетние судебные споры с государством о законности приватизации при удачном стечении обстоятельств или гражданская война, необходимая всего лишь для того, чтобы дать еще одну возможность наворовать достаточно сегодня тем, кто не смог сделать это 20 лет назад, – при неудачном.
Особенно я хотел бы подчеркнуть, что малограмотные и малообеспеченные слои населения, которые могут поддержать «популистов-переприватизаторов», так же, как и 20 лет назад, ничего с этого не получат. Шансом смогут воспользоваться только те, кто имеет деньги, связи, и знания, т. е. практически те же «ловкачи», что и 20 лет назад.
Думаю, что для того, чтобы защитить благополучие граждан и будущее страны от таких неприятных эксцессов, следовало бы снять вопрос приватизации раз и навсегда. Можно пойти тем путем, которым пошли немцы в вопросе холокоста, т. е. приравнять саму постановку вопроса к тяжкому уголовному преступлению, например к разбою, и назначить соответствующее общественной опасности деяния наказание.
Источник: Блог Алексея Шмидта