«Быль вассалом Вашингтона – это тупик», – подчеркивает англоязычный рупор КНР Global Times, известный своими упражнениями в националистической риторике. Этот тезис предназначается для Парижа. Китай уговаривает Францию выстраивать собственную политику, а не следовать в фарватере США.
Global Times не выдает секретов пекинского двора (в Поднебесной с этим строго), не раскрывает подробностей закрытых переговоров президента Эммануэля Макрона и председателя Си Цзиньпина, а разговаривает как будто лозунгами – по старой коммунистической привычке. Но западные издания наперебой пишут о том, как товарищ Си пытался настроить гостя против США, так как считает Францию наиболее перспективной в этом смысле страной ЕС, эдаким «слабым звеном» в политической империи Америки.
В свою очередь Макрон, как уже писала газета ВЗГЛЯД, пытался настроить товарища Си против России, однако не преуспел и понимания не нашел. А вот председатель КНР, напротив, как будто бы добился своих целей. По крайней мере, по возвращении на родину французский президент высказался против вмешательства ЕС в конфликт вокруг Тайваня и за то, чтобы добиваться «стратегической самостоятельности» от США.
Проблема в том, что про «стратегическую самостоятельность» Макрон говорил и прежде – во Франции с ее державными амбициями вообще любят поговорить о том, как быть рысаками. Но вторая холодная война с Россией показала именно то, о чем пишет Global Times: тупиковую вассальную зависимость.
Но будем справедливы: Франция изначально участвовала в конфликте на Украине, меняла в нем роли – от посредника в урегулировании до одного из крупнейших спонсоров ВСУ, и ее руководство никогда не декларировало желания самоустраниться от конфликта. А в случае с Тайванем – декларирует.
Если измерять «ястребинность» американских сенаторов в Маккейнах, то Марко Рубио это как минимум 90% Маккейна – почти припадочного критика России, упивавшегося этой критикой задолго до того, как она стала на Западе модной и повсеместной.
Ходили слухи, что консультантом Рубио какое-то время работал бывший чемпион мира по шахматам и иностранный агент Гарри Каспаров. Отсюда и резко антироссийская направленность в выступлениях сенатора.
А теперь он сказал то, что именно от него было странно услышать. По сути – пригрозил ЕС: если европейцы посмеют выйти из тайваньского конфликта, то США выйдут из украинского, на который «тратят много денег налогоплательщиков».
Это говорит тот самый Рубио, который попеременно угрожал (в том числе и военной силой) таким странам, как Иран, Сирия, Венесуэла и Куба. Тот Рубио, для которого «сдерживание России на Украине» казалось принципом. И он же теперь предлагает оставить Европу с нами наедине.
Из фольклора африканских рабов, свезенных когда-то на юг США (и во Флориду тоже), хорошо известны истории про Братца Кролика и Братца Лиса, а особенно фраза: «Что хочешь со мной делай, только в терновый куст не бросай». «Что хочешь со мной делай, только не выходи из украинского конфликта», – должна была бы сказать Европа Америке, если бы, ставя на хитрость, желала себе добра и политической самостоятельности.
Если бы освобождение от американской опеки случилось раньше, конфликт в настоящее время был бы разрешен. Он был бы разрешен еще до СВО, вероятно, не возник бы в принципе.
В общем, звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой. Но откуда вдруг в речи «ястреба» зазвучали такие нотки – действительно интересный вопрос, поскольку он может быть индикатором общественно-политических настроений в США
Рубио очень консервативный сенатор. Из своего рода салафитов Соединенных Штатов, считающих, что современный идеал – это нормы времен отцов-основателей. Это означает строгие религиозные принципы, максимально свободную (либеральную) экономику, минимальное вмешательство государства в жизнь граждан. Таких политиков объединяет Движение чаепития, но строгий внешнеполитический вектор в их базовый набор не входит: есть среди таких ультраконсерваторов как изоляционисты, так и «ястребы» вроде Рубио.
В его голове существует некий баланс интересов США, где нужно быть беспощадным к врагам, строгим к союзникам (они, прилипалы, живут за счет Америки!) и экономить каждый цент тех самых налогоплательщиков. И теперь этот баланс явно смещается в сторону интересов налогоплательщиков, для которых две прокси-войны сразу – это слишком дорого. Нужно расставить приоритеты.
То, что у Рубио это Тайвань, а не Украина, понятно. К Китаю многие республиканцы относятся хуже, чем к России, поскольку в большей степени его боятся. Украина – не задворки Америки, оттуда американцы вполне могут отступить, понеся некоторые имиджевые, но отнюдь не критичные потери.
Поражение Тайваня через поглощение его КНР – это уже гораздо серьезнее. Это ведь любимый авианосец под боком главного стратегического противника. В него сразу несколько поколений налогоплательщиков вкачали миллиарды.
Критично важное в плане торгового судоходства Южно-Китайское море рискует стать китайским озером.
Уход США с Украины – сценарий, который был бы хорош для всех, кроме довольно узкого круга людей в Киеве и руководстве Демократической партии США. А патентованный русофоб Рубио, как ни странно, один из тех людей, который мог бы его реализовать. Ему, в отличие от какого-нибудь Трампа, не нужно доказывать, что он Россию ненавидит. Он долго боролся с ней и избавлен от подозрений, как супруга Цезаря, а потому более свободен в принятии «тяжелых решений».
Но он же, несмотря на свою известность, популярность и влиятельность, вряд ли когда-нибудь дорвется до президентского поста. Движение чаепития пользуется поддержкой лишь некоторой части консерваторов и является в некотором смысле экзотикой: для большинства такой консерватизм уже too much.
Рубио наш старый честный враг, который никогда не притворялся другом, но решение по Украине, каким бы оно ни было, в США будет принимать не он.
Однако он – флюгер, показывающий, куда ветер дует. Не в зеленские паруса.