«Вина Амирова доказана. По совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний суд окончательно определил назначить Амирову наказание в виде пожизненного лишения свободы», – сказал судья, передает ТАСС.
Назначить Амирову наказание в виде пожизненного лишения свободы
Именно такого наказания требовал в ходе прений сторон прокурор.
Племянник Амирова Юсуп Джапаров получил 18 лет в колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год и 6 месяцев. Магомед Ахмедов приговорен к 22 годам лишения свободы. Двум другим братьям Ахмедовым суд назначил по десять лет лишения свободы, Мураду Алиеву – 12 лет колонии строгого режима, Магомеду Кадиеву – 13 лет колонии особого режима, Зубаиру Мутаеву – 11 лет заключения в колонии особого режима.
«Я работал для народа»
Защита Амирова заявила о намерении обжаловать решение суда: «Этот приговор – вещь далекая от правосудия и законности».
Амиров и еще семь фигурантов дела обвинялись в убийстве исполняющего обязанности начальника следственного отдела СК по Советскому району Махачкалы Арсена Гаджибекова и в организации и исполнении теракта в торгово-развлекательном комплексе «Москва» в Каспийске.
20 августа обвиняемые выступили с последним словом. Своей вины Амиров не признал: «Я ни в чем не виноват. Я работал для народа и старался сделать так, чтобы народу в Дагестане жилось хорошо», – сказал Амиров. Остальные подсудимые своей вины также не признали.
Бывший мэр утверждал, что все свидетели по делу дали показания под пытками.
Это уже второе дело, по которому осудили Амирова. В июле прошлого года Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону приговорил Амирова и Джапарова к 10 и 8,5 годам лишения свободы соответственно за подготовку покушения на Сагида Муртазалиева, руководителя отделения Пенсионного фонда Дагестана и известного российского борца, самолет с которым должны были сбить переносным ракетно-зенитным комплексом.
Вскоре после того приговора в СК предупредили, что в скором времени могут вскрыться новые эпизоды преступной деятельности Амирова.
Громкое дело
Операцию по задержанию Амирова готовили около двух лет и провели в итоге 2 июня 2013 года. Саид Амиров был задержан оперативниками из Москвы. Местные власти о подготовке операции ничего не знали.
Амирова обвинили в убийстве следователя Арсена Гаджибекова, с которым, как сообщали СМИ, расправились из-за того, что его подчиненные без разрешения мэра провели обыск в здании администрации Советского района Махачкалы. Всего тогда были задержаны более 10 человек.
В конце октября 2013 года Амирову и его племяннику Джапарову, ранее работавшему заместителем главы города Каспийска, предъявили обвинения в терроризме и незаконном обороте оружия, а также подготовке теракта.
Аналогичные обвинения предъявлены экс-помощнику прокурора Хасавюрта Магомеду Абдулгалимову, добровольно сдавшему следствию тайник с переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК) «Стрела-2».
Следователям удалось выяснить, что ПЗРК приобретался для устранения политического конкурента Саида Амирова – депутата Народного собрания Дагестана, управляющего отделением Пенсионного фонда республики Сагида Муртазалиева, «способного воспрепятствовать ему в оказании воздействия на решения органов власти Республики Дагестан».
Неугодного экс-мэру Махачкалы чиновника предполагалось сбить вместе с самолетом, а затем списать это на теракт боевиков. По мнению следствия, данное преступление должно было не только устранить «политического оппонента» Амирова, но и оказать воздействие на представителей исполнительной власти Дагестана «при принятии решений, в которых заинтересован Амиров».
Заявление о том, что его хотел убить Саид Амиров, Сагид Муртазалиев написал еще в июне 2013 года, через несколько дней после отправки арестованного Амирова в Москву.
Хотя сам Амиров отвергал все обвинения и все это время говорит, что он последовательный борец с терроризмом, никто в республике не удивился тому, что вопросы борьбы за власть могли решаться такими способами.
Амиров и Муртазалиев входили в очень узкий круг «сильных людей» Дагестана. Он сформировался во времена правления бывшего почти полтора десятилетия главой республики Магомедали Магомедова и включал в себя представителей самых заметных дагестанских народов. Вершину его составляли четыре человека – фактически они и являются главными удельными князьями.
Самым влиятельным был Амиров, занимавший пост мэра Махачкалы с 1988 года. Его группа контролировала не только столицу, но и ряд горных районов, населенных в основном даргинцами. Даргинцем был и глава республики Магомедов, но, в отличие от Амирова, он был не «беспредельщиком», а чиновником старой советской школы, так что его влияние как главы региона уступало амировскому.