Пять грузовых судов с преимущественно русскоязычными командами уже несколько недель находятся под арестом британских властей на юге Великобритании. Судно «Торрент» – в порту города Рай, еще четыре – в соседних портах, сообщает во вторник BBC.
Экипажи уже около двух недель вынуждены жить на борту судов и не могут выехать на родину
Причиной ареста стала задолженность компании-оператора судов перед поставщиками. Заложниками ситуации стали около 40 моряков, большинство из которых – граждане России и Украины.
Экипажи уже около двух недель вынуждены жить на борту судов и не могут выехать на родину. Задолженность оператора судов – британской компании Independent – по зарплате морякам составляет десятки тысяч фунтов.
По данным BBC, морякам не хватает средств для покупки продуктов питания, некоторым из них необходимый провиант предоставляют члены местной благотворительной организации Lions Club.
Владелец компании Independent Стив Дадмен пообещал решить финансовые проблемы в ближайшее время, чтобы суда были отпущены из-под ареста. Однако конкретных сроков выхода судов из Рая Дадмен не назвал.
Отметим, что небольшой городок Рай (Ryе) находится в графстве Сассекс в 85 километрах к юго-востоку от Лондона. Сейчас в нем проживают всего около 4 тыс. человек. Раньше Рай играл важную роль в морской торговле страны и являлся также одной из баз военно-морского флота Великобритании, но сейчас он воспринимается больше как курорт и стоянка для яхт.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД морской эксперт Михаил Войтенко, это обычная история, подобные случаи в последние годы происходят регулярно в разных портах мира: «Время от времени то там, то тут, в общем-то, достаточно регулярно это происходит. С голода они там не умрут, это исключено. А что касается зарплаты, то это тоже обычная схема, обычные «разборки» из-за денег там будут», – пояснил эксперт.
По его словам, особенно часто подобные инциденты стали происходить начиная с 2008–2009 годов, когда мировой финансовый кризис ударил в том числе и по судоходству и оно «на какое-то время вообще улетело в яму». В подобных ситуациях, по словам Войтенко, оказались за первый год после начала кризиса чуть больше 100 российских моряков. Притом что всего на судах российского торгового флота плавают порядка 80 тыс. моряков – точной цифры никто не знает. Таким образом, проблема есть, но драматизировать происходящее тоже не стоит, пояснил специалист.
«Многое будет зависеть от судовладельца. Если финансовое состояние у него действительно безнадежное, то суда за долги будут конфискованы и проданы с аукциона. И согласно всем имеющимся международным правилам, одним из первых пунктов в случае продажи судна за долги является покрытие долга по зарплате перед членами экипажа. А дальше уже нужно разбираться, каждый случай может быть индивидуален», – рассказал Войтенко.
По словам морского эксперта, по большей части владельцы судна, либо старые, либо уже новые, «как-то выкручиваются» и с экипажем финансовые вопросы улаживают самостоятельно. Войтенко пояснил, что если у моряка задолженность по зарплате составляет месяц-два, то легче плюнуть и поехать домой, чем сидеть на этом судне неизвестно сколько. А если больше – нужно уже смотреть по ситуации. «И обычно судовладелец все-таки кровь из носа, последнее отдает, но зарплаты старается выплатить. Если же договориться совсем не получается, судовладелец, скажем так, недобросовестный, тогда лучший способ – это оставаться на судне до последнего», – отметил Войтенко.
Морской эксперт также признался, что ни у российских, ни у каких-либо других моряков «нет никакой гарантированной защиты» против подобных ситуаций. «Тут защита может быть только одна: твой собственный здравый смысл и твое резюме. Если у моряка хорошее образование, хорошая рабочая биография, опыт, рекомендации, то он, как правило, попадает в проверенные компании, где подобных вещей практически не бывает», – сказал Войтенко.
При этом, по его словам, национальная принадлежность и флаг судна практически не влияют на те риски, которые несут моряки.
«У нас в последние годы хватало случаев, когда и суда под российскими флагами попадали в разные истории, там им никто и ничего, собственно, не гарантировал. И когда под другими флагами наши моряки, в общем-то, то же самое», – отметил Войтенко.
Вопрос о гарантиях обычно поднимают российская бюрократия и Российский профсоюз моряков. Но на фоне этой шумихи и те, и другие просто хотят получить большую власть, считает эксперт. Какие-то «железные гарантии» в подобных случаях, по словам Войтенко, это вещь нереальная.
Как рассказал газете ВЗГЛЯД координатор Международной федерации транспортных рабочих (ITF) Сергей Фишов, уже известны названия судов, арестованных на юге Великобритании. Это «Цементина», «Индепент», «Шоахэм», «Тэймс» и «Торрент». Все суда под «удобными флагами», «Торрент», например, под флагом Барбадоса.
«Ситуация там вполне разрешимая, я думаю. Это Англия. Там если моряки заявляют иски по заработной плате, а, насколько я понял, речь идет о 40 тыс. долларов только по одному судну – «Торренту», то суда арестовываются и продаются в течение буквально двух–трех месяцев, а морякам возмещают долги по зарплате, – отметил эксперт. – А моряки в это время могут ехать домой. Они, единственное, должны обратиться к нам, и тогда мы сможем как-то помочь. Это хорошая страна, там нормальное законодательство, зарплаты моряков идут на первом месте по приоритетам возмещения».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, сообщения об аресте за долги судов с российскими экипажами или о нарушении прав моряков поступают достаточно регулярно.
Так, в апреле 2012 года крупный теплоход «Сахалин», принадлежащий греческой компании и плавающий под флагом Белиза с российско-украинским экипажем, был арестован в Гонконге.
Экипаж с помощью электронной почты обратился за помощью к Российскому профсоюзу моряков. Моряки: пять граждан России и 16 граждан Украины – требовали ликвидации многомесячной задолженности по зарплате и репатриации домой за счет судовладельца.
По информации членов экипажа теплохода, на судне не было топлива, не работали кондиционеры и вентиляция, не хватало продуктов и пресной воды. В последнем рейсе из Индии в Китай на океанском транспорте постоянно выходил из строя главный двигатель, но запчастей на его ремонт также не было.
В итоге судно для покрытия долга продали с аукциона, а моряков репатриировали на родину.
В сентябре 2011 года родственники семерых российских моряков, находившихся на теплоходе Sea Master-1 в опасных водах Сомали, через Российский профсоюз моряков обратились к властям РФ с просьбой вернуть их родных домой. Сами моряки накануне заявили о бедственном положении и опасениях за свои жизни.
«В настоящее время теплоход находится в пиратском районе Аденского залива без коллективного договора, без согласия членов экипажа работать в этом районе. Законное право моряков об отказе работать в зоне военной опасности игнорируется судовладельцем», – жаловались родственники.
В ноябре 2009 года судно Atlantic Star с 13 российскими и украинскими моряками на борту было задержано в порту Лас-Пальмас на Канарских островах. Экипаж в течение нескольких месяцев не получал от хозяина корабля заработную плату. А помогала морякам выжить общественная католическая организация Stella Maris. Через некоторое время она подала в местный суд иск на хозяина судна и нанимателя моряков с требованием взыскать с них накопившийся долг в размере более 200 тыс. долларов.