Украина продолжает акты агрессии против мирных российских кораблей – Киев арестовал еще одно российское судно, на этот раз в порту Южный Одесской области. Речь идет о грузовом корабле SeaBreeze, который ходит под флагом Белиза, однако, предположительно, принадлежит российской компании.
Запрос на арест судна был сделан так называемой прокуратурой «автономной республики Крым», которая входит в структуру украинской генпрокуратуры, заявила пресс-секретарь так называемой прокуратуры АРК Татьяна Тихончик. Генпрокурор Украины Юрий Луценко на своей странице в Facebook* написал, что судно было арестовано по делу о «незаконной добыче песка» на «временно оккупированных территориях» – в районе Каркинитского залива Черного моря, в заповеднике «Лебединые острова». По его словам, установлено, что добычу песка ведет судно-земснаряд, которое приписано к порту города Туапсе и принадлежит компании Trans Services Maritime.
Песок, по словам Луценко, использовался для «незаконного строительства оккупантского моста в районе Керчи». Он полагает, что компания эта «без зазрения совести ведет свой бизнес», используя, в частности, другие суда, которые «регулярно заходят на территорию Украины».
Инфоцентр «Крымский мост» опроверг связь с сухогрузом SeaBreeze. «Песок для меня привозят по суше, так что получаем веселую сказку на ночь и очередной экземпляр в коллекцию», – подчеркивается на официальной странице моста в Twitter. Кроме того, «на данный момент на стройке моста нет необходимости в песке», добавили в инфоцентре.
Путаные заявления Луценко, из которых не ясно, какое отношение имеет грузовой корабль к добыче песка у побережья Крыма, прояснил в своем Facebook эксперт Фонда «Майдан иностранных дел», главный редактор портала BlackSeaNews Андрей Клименко. По его словам, претензии у Киева не к арестованному SeaBreeze, а к другому судну, также принадлежащему Trans-Service Maritime Agency, и деятельности самой компании.
«Сам сухогруз SeaBreeze ничего не нарушал, в оккупированном Крыму не был. Его арестовали «с целью возмещения ущерба в уголовном производстве», отметил Клименко. «Однако есть такой пароход Pechora, хорошо известный в Крыму. Это так называемый землесос. Упрощенно: опускает в море трубу на песчаную отмель и сосет песок себе в трюм», – рассказал он.
По его словам, с 2014–2018 Pechora «хищнически» добывал песок в районе Бакальской косы (северо-западное побережье Крыма, Раздольненский район, заповедник «Лебяжьи острова»). Добытый таким «хищническим» способом песок поставляется в Севастополь, Ялту, Керчь, «в том числе для путинской «стройки века» – Керченского моста и трассы к нему», заявил Клименко. Он добавил, что «на его памяти это первый случай, когда арестовывается пароход судовладельца, которому принадлежит другое судно – нарушитель крымских санкций», подчеркнул Клименко.
А вот случай украинского ареста российских судов, напротив, не первый. Напомним, 25 марта украинские пограничники задержали российское рыболовецкое судно «Норд» в Азовском море. У членов экипажа «Норд» отобрали российские паспорта. Капитана Владимира Горбенко содержат в следственном изоляторе, ему было выдвинуто обвинение по статье «о незаконной ловле рыбы», сообщил его адвокат Александр Руденко. Члены экипажа были допрошены в херсонском управлении СБУ, а затем отпущены из-под стражи. Им даже собирались разрешить покинуть территорию Украины, однако когда они попытались пройти через пропускной пункт «Чонгар» в Херсонской области, их не пустили украинские пограничники, заявив, что у моряков нет необходимых для пересечения границы документов.
В России такие действия украинских пограничников назвали «пиратством», так как на попытки решать проблему дипломатическим путем Украина практически не реагировала. Свои услуги по защите судов в Черном и Азовском морях предложил Черноморский флот. В итоге на прошлой неделе в Азово-Черноморском территориальном управлении (АЧТУ) Росрыболовства заявили о создании оперативной группы для недопущения пиратских действий со стороны Украины.
Нынешний случай несколько отличается, так как судно было задержано не в море, а в украинском порту, где стояло уже несколько дней. Стоит отметить некую загадочность предполагаемой компании – владельца судна Trans-Service Maritime Agency, она же ООО «Морское агентство Транс-сервис». На некоторых сайтах-трекерах кораблей она действительно значится владельцем судна, однако подтвердить это не представляется возможным. Сайт организации www.trans-service.org не работает, телефоны недоступны либо на них никто не отвечает. Согласно интернет-ресурсам, агрегирующим данные реестров о зарегистрированных юрлицах, гендиректором является некий Пономаренко Евгений Григорьевич, однако с ним связаться также не удалось.
Посольство России в Киеве и генконсульство в Одессе отказались комментировать ситуацию. Представитель МИД РФ Мария Захарова заявила газете ВЗГЛЯД, что работа по этому вопросу ведется и пока никакой более детальной информации нет.
Главный редактор издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, поддерживающий Украину, объяснил действия украинских властей их несогласием с новым статусом Крыма. «Украина вправе это сделать. Дело в том, что согласно международным законам у Украины есть право задержать равноценное судно судовладельца-нарушителя. То есть украинская сторона признает, что SeaBreeze никогда никаких законов не нарушал, в Крым он не заходил, но судовладельцу принадлежит судно Pechora, которое добывает песок в заповедной зоне и поставляет его на строительство Крымского моста», – заявил он газете ВЗГЛЯД.
«Украина ранее заявляла по этому поводу всяческие протесты, а теперь решила перейти к более решительным мерам. При этом я не думаю, что Россия пойдет на какие-то резкие шаги, потому что ей сейчас не до того. Но, повторюсь, с точки зрения международного права к Украине не придерешься», – добавил Войтенко.
Первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин, напротив, назвал действия Украины просто наглостью.
«Наглость украинских властей продолжается лишь потому, что мы не откликаемся на их провокации, и они решили, что теперь можно безнаказанно наглеть дальше. Это будет продолжаться бесконечно, но ровно до того момента, пока мы не дадим отпор»,
– заявил он газете ВЗГЛЯД. «Я вчера официально запросил у правительства информацию об ответных действиях по освобождению уже задержанных членов экипажа и самого рыболовецкого судна «Норд». То, что произошло со вторым судном, лишь добавляет оснований для таких действий», – указал Затулин.
«И речь совершенно не идет об ответных пиратских действиях вроде захватов украинских кораблей и так далее, что означало бы, что Россия вынуждена становиться на одну доску с Украиной. Вместо этого я предлагаю среди мер, которые могли бы быть обсуждены, закрыть Керченский пролив для прохода кораблей, направляющихся в порты Украины на Азовском море», – подчеркнул депутат.
«Мы в состоянии это осуществить, объяснив вынужденность такой меры с учетом всяких издевательств над нашими гражданами, а также того факта, что Украина не считает крымчан гражданами России, тем самым вторгаясь в вопросы гражданства РФ. Эта мера вполне адекватна, и никто не в состоянии нам воспрепятствовать», – резюмировал Затулин.
Не дожидаясь ответных карательных мер, которые обсуждаются в Госдуме, украинские рыбаки и так уже сами по себе покинули Азовское море. Таким образом украинский рыбный промысел на всей его акватории оказался еще одной жертвой морских разбойников, угнавших в Бердянск российский сейнер.
Сразу после задержания «Норда» сервис MarineTraffic (отслеживает маршруты судов) зафиксировал, как украинские гражданские и военные суда прекратили всякое движение.
Как сообщило накануне ФАН, практически все танкеры, контейнеровозы, ролкеры, паромы, буксиры и сейнеры скопились в портах Одессы и Черноморска. А ведь еще недавно портал отмечал активность даже не десятков, а сотен украинских сейнеров и круизных лайнеров. Похоже, в Киеве боятся ответа Москвы и не хотят рисковать своими бортами.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ