Уже несколько недель Евросоюз находится в состоянии экзистенциального кризиса, к которому привела политика руководства ЕС последних нескольких лет. Все понимают, что Ангела Меркель, как глава правительства ФРГ – локомотива Евросоюза, фактически и завела ситуацию в тупик.
Проблема в том, что по Дублинскому соглашению мигранты приписаны к стране, в которую они первоначально прибыли. Но в реальности прибывают они в относительно небогатые южные страны ЕС, а затем перебегают в более благополучные – в первую очередь в Германию. А она «не резиновая».
Пользуясь полномочиями главы МВД ФРГ, свой простой, но эффективный метод решения проблемы беженцев предложил Хорст Зеехофер. Он просто издал распоряжение не пускать в Германию мигрантов из других стран ЕС, останавливая их на границе.
Но у Меркель другие представления об этом вопросе. И неудивительно: вариант, предложенный Зеехофером, низвергает ее любимое детище – политику открытых дверей.
Все проекты Ангелы многоступенчаты, долгосрочны, вовлекают бесчисленное множество участников и требуют огромных финансовых затрат. При этом Меркель всегда на слуху, ее превозносят, подчеркивая значимость в международной политике и мировой экономике. Только вот народу (не только Германии, но и остальных европейских стран) пустые хлопоты Меркель приносят одни проблемы.
28–29 июня состоялся саммит ЕС по вопросу разрешения миграционного кризиса. Фактически европейцы должны были найти ответ на вызов Зеехофера. Итоги саммита подвели европейские СМИ: он закончился ничем.
Но Меркель на голубом глазу официально заявила, что отныне проблема устранена, а методы ее разрешения более чем удовлетворяют требованиям Зеехофера, и уже 14 стран дали согласие принять беженцев обратно.
Однако в реальности строгого учета прибывших в Европу переселенцев не велось, а значит, и избавиться от незваных гостей Германии будет весьма проблематично.
В списке тех, кто якобы поддержал инициативу Меркель, оказались и страны Вышеградской четверки (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия), которые, как известно, вообще отказываются принимать беженцев.
Спустя несколько часов каждое из четырех государств выразило возмущение, объявив, что о каком-либо согласии не может идти и речи, поскольку никто даже не обращался к ним с этим вопросом. Остальные 10 государств из списка пока заявлений не сделали.
Зеехофер (не присутствующий на саммите) в воскресенье вечером объявил, что у него есть тайный генеральный план, который он изложил устно на собрании президиума ХСС в Мюнхене. Позже он обещал представить и письменное объяснение с этим планом. В 23 часа в воскресенье Зеехофер объявил на собрании президиума ХСС о своей отставке со всех постов – главы партии ХСС и главы МВД. Официальное заявление он обещал сделать через несколько часов.
В час ночи Хорст Зеехофер объявил об «отставке своей отставки», как написали СМИ. Сам Зеехофер назвал это «отсрочкой», он все-таки хочет встретиться с канцлерин и попробовать найти компромиссное решение.
Сегодня вечером должна состояться встреча Меркель и Зеехофера. Причем последний уже сдал позиции – представил Ангеле новый смягченный план, по которому планируется останавливать на границе лишь часть беженцев, но Меркель отвергла и этот компромисс.
Дальнейшие события понятны. Сделав громкое и красивое заявление, Зеехофер вскоре оробел, вернувшись на прежние позиции. Уже в который раз.Перед встречей Меркель с Зеехофером должно состояться и совещание руководства обеих партий блока ХДС/ХСС. Все гадают, явится ли на него сам Зеехофер.
Но куда бы и кто из них ни явился, уже ясно, что Меркель снова удался ловкий политический маневр, чтобы и дальше проводить политику визионерства с целью войти в историю.
Еще вчера Зеехофер был моральным победителем, даже страстотерпцем за правое дело, но, к сожалению, ему так и не хватило политической воли. Сегодня и он, и Меркель – проигравшие. Но главный проигравший – Евросоюз.