Мнения

Александр Чаусов
кандидат исторических наук, публицист

Это совершенно особая категория людей

9 августа 2016, 09:30

Фото: из личного архива

В последние дни по понятным причинам всех очень интересуют вопросы зарплат школьных учителей и состояния системы образования в стране в целом. Все уже как-то привыкли, что в образовании у нас, во-первых, постоянные реформы, а во-вторых, ничего хорошего. Ну, то есть, школы сокращаются, учителя получают копейки, учат непонятно чему и непонятно как, а еще и ЕГЭ. Словом, дежурный набор штампов, которым уже много лет.

В России учитель – не вузовский преподаватель, а именно школьный педагог – это своеобразная «каста

Видимо, раз уж есть повод, да и сентябрь скоро, и правда стоит предметно поговорить о том, что у нас происходит с образованием и школами в частности. Для начала давайте о том расхожем тезисе, что нынешние выпускники школ, они же абитуриенты – довольно малограмотные. Это уже давно не так. Несмотря на то что каждый июнь у нас всплывает в Сети душераздирающая статья с «перлами» сочинений абитуриентов журфака МГУ, датированная то ли 2013-м, то ли еще более ранним годом, все не так страшно.

В минувшем июле лично мне довелось поучаствовать в работе приемной комиссии на вступительном экзамене как раз на отделении журналистики, только не МГУ, а Новгородского государственного университета. Начать стоит с того, что заявления подали 115 человек. Экзамен пришлось проводить в два дня.

Но количество не гарантирует качество. Что же до качественных показателей, то в эссе, которое писали абитуриенты, ошибки, конечно, есть, но не вопиющие, без пресловутых «вообщем», «исчо», «вкра це» и прочих грамматических ужасов. Хромает в основном пунктуация, стилистика и в некоторых случаях – фактура. Что интересно, почерки более или менее разборчивые.

К чему это все? К тому, что все же этот страшный ЕГЭ с годами интегрировался в школьную систему так, что не только выдает некий высокий или невысокий балл, но и отражает более или менее реальный уровень подготовки выпускника школы. Похоже, что «дрессировка для сдачи Единого госэкзамена» все же постепенно превратилась в адекватное обучение и подготовку. Ну, по крайней мере, исходя их тех 115 человек, которых наша комиссия отработала на вступительных. Так что не торопитесь хоронить российскую школу и российские вузы. Мы еще поживем и поучим.

Следующая проблема, от которой и школьные учителя, и вузовские преподаватели в свое время тихо и не очень тихо взвыли, – бюрократия. То есть с зарплатой как-то все более или менее выправилось еще лет пять-шесть назад, по крайней мере тихое одобрение заработной платой выражали несколько моих знакомых школьных педагогов. Даже не из Новгорода, а из города Боровичи в Новгородской области. Но формулировалось это одобрение примерно так: «С деньгами стало сейчас нормально, но нам бы еще параллельный штат людей нанять, чтобы они бумажки все эти заполняли, а то учить не успеваем».

Эту проблему Министерство образования и науки тоже осознало. По крайней мере на уровне публичных заявлений Минобрнауки сообщило, что «бюрократическая нагрузка» уже снижается и будет снижена в этом году. Отчеты педагоги писать будут, но уже не многотомные. Как сейчас с этим в школе фактически – не знаю. Что касается вуза, то здесь действительно педагогам как-то стало полегче.

Видимо, в силу того, что мы уже переписали по новым стандартам все рабочие программы и учебные модули, теперь, когда Минобр придумывает еще что-то «новое и интересное», нам остается только дописывать и редактировать уже имеющиеся документы. В общем, времени и сил на то, чтобы непосредственно учить, действительно стало больше. Это, в свою очередь, отражается и на качестве образования.

Следующий момент – это оптимизация. То есть сокращение вузов и школ. Вузы у нас действительно сокращаются, проверки идут регулярно, в рамках этих проверок, естественно, сотрудники вузов и ректорат бегают по потолку, паникуют и ничего хорошего по этому поводу не говорят.

Но, во-первых, такие сокращения и слияния проводятся максимально безболезненно для студентов. Им элементарно дают доучиться. Сокращают и оптимизируют при этом все больше филиалы и частные вузы, которые и в преподавательской среде называют не иначе как «дипломостроительные».

Порождает ли это недовольство уволенных и сокращенных сотрудников таких образовательных учреждений? Безусловно. Но, как показывает практика, эти сотрудники и без вуза не бедствуют, поскольку уже много лет для них такие должности – это больше почетный титул, а не источник средств к существованию. Деньги они зарабатывают в совсем других местах.

Что касается школ, то тут все совсем удивительно. По данным Минобрнауки, в 2015 году в России было открыто около 100 новых школ, в этом году к 1 сентября должны открыться 92 новые школы, и правительство не планирует кардинально менять подобную политику.

По прогнозам министерства, стране к 2025 году понадобится пять миллионов новых школьных мест. Кстати, среди этих школ есть и сельские. То есть процесс «оптимизации» школ на селе тоже как минимум приостановлен. С российским селом в силу текущей политики вообще все очень интересно, и это уже отдельная тема.

Что касается непосредственно денег на все эти проекты, то правительство уже выделило 25 миллиардов рублей на образовательные нужды. Отдельно 30 миллиардов рублей реализуется в рамках программы повышения качества образования в российских вузах по программе «5/100». Программа направлена на то, чтобы пять ведущих российских вузов вошли в общепризнанные мировые рейтинги. Но это все рейтинги и прочие абстрактные цифры – понятно, что самый живой интерес вызывают учительские зарплаты.

Начнем с истории. В России учитель – не вузовский преподаватель, а именно школьный педагог – это своеобразная «каста» или «сословие». С особым отношением к людям данной профессии. При этом в какой-то момент такое отношение общества к учителям, где «учитель всегда прав», перевесило даже материальную составляющую, о чем мало кто помнит.

Но вот если вспомнить зарплаты в СССР в 1980 году, до всякой там перестройки и даже с еще чуть живым Брежневым, то окажется, что учительская – одна из самых низких. Педагог получал 90–120 рублей, плюс разного рода надбавки за часы, классное руководство и прочую дополнительную нагрузку. Работник механического завода в то же время получал 170 рублей, а подполковник, служащий центрального аппарата Министерства обороны СССР – уже 450 рублей в месяц.

Сейчас в рамках «майских указов» зарплата учителя выводится из средней зарплаты по региону. В дошкольных учреждениях – из средней зарплаты в сфере образования в регионе. При этом понятно, что средняя зарплата от региона к региону в стране разнится, и разнится существенно. На Русском Севере или Дальнем Востоке заработная плата выше в разы.

А есть небогатый Кавказ, тот же Дагестан или Карачаево-Черкесия, в которых и средний уровень зарплат ниже, и преподавательский оклад соответственно. Получаем вариации от 60–80 тысяч на Дальнем Востоке до 15–19 тысяч на Кавказе. Но тут уже проблема в «экономическом выравнивании» страны в целом, а не только сферы образования. При этом рост заработной платы учителей происходит примерно на 6–7% в год, это действительно очень немного.

Плюс кризис, проблемы в экономике, но, тем не менее, даже если мы говорим о замедлении, все равно речь идет о росте, а не о падении уровня заработной платы учителя. Иными словами, у правительства и у Минобра нет в планах «уничтожить всю систему образования».

Согласно все тем же майским указам, в 2016 году зарплата педагогов должна вырасти в полтора раза. Однако нужно понимать, что труд преподавателя – это та еще работа, что вам любой учитель скажет. И чтобы зарабатывать много, этой работой нужно фактически жить.

От того, кстати, и особое отношение к учителям. Фактически в советской культуре профессия педагога стала формой служения обществу и некоей высшей цели просвещения детей, выпуска их в жизнь. Во многом это ощущение и самоощущение педагогов сохранилось, несмотря на девальвацию всех ценностных ориентиров, через которую страна прошла в девяностые. Поэтому и сейчас есть недовольство уровнем жизни и зарплаты как со стороны педагогов, так и со стороны общества, которое тоже привыкло, что учитель – это совершенно особая категория людей.

Но в целом если посмотреть реальные цифры и заявления как правительства, так и Министерства образования и науки, картина рисуется не настолько мрачной и безысходной, как по умолчанию принято у нас считать. Понятно, что до идеальных условий еще очень далеко, многолетние образовательные реформы только вошли в какое-то более-менее стабильное и вменяемое русло и начали давать первые положительные результаты.

Но само направление, которое избрало наше государство, на развитие всей системы образования от детских садов (а они активно строятся по всей стране с 2012 года), кружков и секций и до вузов уже внушает определенные надежды.

Вам может быть интересно

Посол Антонов ответил на заявления Госдепа о кибератаках ГРУ на страны Европы
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании доллара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?