«Полагаю, что ситуация сложилась очень интересная: КС Ингушетии не должен был вообще рассматривать заявление по этому вопросу, поскольку региональный КС вправе проверять на соответствие Конституции только не вступившие в силу договоры субъекта. Конституционный суд Российской Федерации в данном случае как раз выполнил свою функцию», – пояснил Берман.
«Обращаться любой из сторон этого спора следовало именно в КС РФ. Но злые языки, безусловно, теперь будет разыгрывать карту того, что «фактически через Конституционный суд РФ было отменено решение Конституционного суда Ингушетии». Ответственность за подобное – полностью лежит на КС Ингушетии, поскольку, как уже было сказано раньше, – они не должны были принимать решение по этому вопросу», – подчеркнул эксперт.
«Таким образом, как бы это ни выглядело, КС РФ вынес сегодня постановление в соответствии с законом, а спорного решения КС Ингушетии – вообще не должно было быть, поскольку закон не давал им права рассматривать этот вопрос», – заключил адвокат.
Ранее в четверг, 6 декабря, Конституционный суд России провозгласил постановление, согласно которому не найдено противоречий Основному закону страны в соглашении об установлении границ между Ингушетией и Чечней, а также в закрепившем его законе.
В материалах пресс-службы суда говорится: в постановлении Конституционный суд отметил, что, согласно Основному закону РФ, сложившиеся границы между субъектами могут быть изменены при передаче какой-то части территории с их взаимного согласия и утверждены Советом Федерации.
«Если границы между двумя сопредельными субъектами отсутствуют, то речь идет не об изменении принадлежности какой-либо территории, а об их взаимной потребности разграничить свои земли и разрешить вопрос об установлении границ. В данном деле утверждение границы Советом Федерации не предполагается», – передает «Интерфакс» материалы пресс-службы.
КС напомнил, что граница между Ингушетией и Чечней с момента преобразования Чечено-Ингушской республики и до заключения соглашения от 26 сентября установлена не была.
В своем постановлении суд отметил, что органы власти субъекта России вправе создавать муниципальные образования в пределах своей территории. Пока границы самого субъекта не определены, границы муниципальных образований, сопредельных с другим субъектом Федерации, также нельзя рассматривать как утвержденные. Иное позволяло бы населению муниципальных образований блокировать фиксацию границы между субъектами, в то время как вопросы организации местного самоуправления являются вторичными по отношению к организации границы между субъектами.
Суд подчеркнул, что Конституция России непосредственно не устанавливает, в каких случаях является обязательным проведение субъектами референдума для решения вопросов, связанных с их территориями.
«При этом Конституция Ингушетии предусматривает учет мнения населения соответствующей территории, но только при изменении границ. Каких-либо положений о проведении референдума при решении вопроса о первоначальном определении границ с другими субъектами РФ в ней не содержится. Соответственно, референдум в Ингушетии не является необходимым при установлении границ с соседней республикой», – отмечается в материалах.
В своем постановлении суд подчеркнул, что закон Ингушетии об утверждении соглашения о границах с Чеченской республикой является специальным и содержит всего две статьи, которыми утверждается и вводится в действие данное соглашение. В связи с этим не предполагается ни изменение концепции законопроекта, ни внесение депутатами правок в текст. Таким образом, отступления от процедурных требований при принятии закона были связаны не с волеизъявлением, а с оформлением результатов голосования, что не дает оснований для вывода о неконституционности закона.
Суд добавил, что КС Ингушетии уполномочен разрешать дела о соответствии Конституции республики не вступивших в силу договоров и соглашений, а запрет проверять конституционность вступившего в силу соглашения не может быть преодолен проверкой закона, утвердившего это соглашение.
«Признание такого закона неконституционным влечет возможность неправомерного прекращения действия заключенного договора», – говорится в пресс-релизе.
Таким образом, постановил КС РФ, соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечней, а также закрепивший его закон не противоречит Конституции РФ.
Напомним, благодаря соглашению о границе, которое подписали глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров и глава Чечни Рамзан Кадыров, Ингушетия даже приобрела территорию – несколько тысяч гектаров земли будут закреплены не за Бамутским лесничеством в Чечне, а за Сунженским лесничеством в Ингушетии. На севере для выравнивания границы Ингушетия и Чечня передают друг другу ровно по 1 тыс. 890 гектаров.
Политолог Аждар Куртов в комментарии газете ВЗГЛЯД заявлял, что ситуация в Ингушетии перешла «в правовую плоскость», и в этом «заслуга как федеральных властей, полпреда», так и самого Евкурова.
В Кремле говорили, что отслеживают ситуацию по границе между Ингушетией и Чечней.