Наблюдатели связывают внезапную дипломатическую болезнь Юсуфова с определенным недовольством российских властей и общества в связи с тем, что в результате работы БТД каспийская нефть пойдет мимо России и усилятся позиции США и Великобритании в регионе.
Политика или коммерция
В России с самого начала считали, что строительство БТД – политическая акция, и выступали против реализации проекта. Азербайджанская сторона тактично настаивает на коммерческой необходимости проекта. Мол, трубы разные нужны, трубы разные важны, а альтернативы всегда хороши. Кстати, можно вспомнить, что в свое время ЛУКОЙЛ имел 10%-ную долю в проекте, но продал ее. Проект считался убыточным, по мнению аналитиков, только поддержка США и Великобритании не дала ему захиреть.
В настоящее время, когда цены на нефть достаточно высоки, БТД имеет шансы быть не только политической затеей. Хотя без политики не обошлось уже при открытии.
Открытие нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан нарушит баланс сил на южном Кавказе, заявил в среду журналистам премьер-министр Армении, страны, оказавшейся лишней в этом проекте, Андраник Маргарян. По его словам, альтернативой нефтепроводу Баку - Джейхан может стать нефтепровод Иран - Армения, посредством которого в будущем армянская сторона через Грузию сможет транспортировать газ в Европу. Армения, как известно, не имеет отношений с Турцией и Азербайджаном. А Иран также не привечают в компании покровителей проекта - Великобритании и США. Кроме того, встал вопрос об охране нефтепровода, для чего некоторые политики стран-участниц предлагают использовать силы Пентагона, что уже вызвало обоснованное недовольство российских наблюдателей и Ирана, для которого присутствие американских контингентов в Азербайджане вообще страшный сон.
Президент Грузии Михаил Саакашвили в свою очередь в связи с этим говорил о независимости, которую принесет БТД - Западу от ближневосточных экспортеров и его стране от российских поставщиков энергоресурсов. Хотя у Грузии как раз есть более приземленный интерес - стабильный доход от прокачки нефти через ее территорию.
Конкуренция для Транснефти
Грузинский участок нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан |
Раньше каспийская нефть транспортировалась по маршруту Баку - Новороссийск в порт Новороссийск. Сданный в эксплуатацию в 1999 году нефтепровод до грузинского порта Супса на Черном море мощностью до 6,5 млн. тонн в год стал для Азербайджана альтернативой трубопроводу Баку -Новороссийск. БТД мощностью 50 млн. тонн нефти в год, конечно, несравнимо более серьезная конкуренция «северному» пути.
Однако, по мнению экспертов, «Транснефть», контролирующая все трубопроводы в России и без того загружена и дополнительные объемы нефти из Азербайджана ей просто не нужны. «Транснефть» в нынешний период расцвета нефтяной экономики настолько сильна на рынке, что даже если российские экспортеры захотят воспользоваться БТД компании вряд ли будет нанесен ущерб. Но это вообще туманная перспектива, несмотря на то, что их туда зазывают.
Ведь труба должна быть заполнена, а аналитики сомневаются, что Азербайджан сможет обеспечить наполняемость трубопровода, и вообще обеспечить его работу на полную мощь. Азербайджан надеется на Казахстан, который может транспортировать по трубе до 30 млн. тонн нефти в год, о чем сегодня, на пресс-конференции в Астане заявил премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов.
Баку против Астаны
Но Казахстан и Азербайджан так и не договорились о четкой квоте для казахской нефти в трубе. Казахстан не хочет быть на подчиненном положении и намекает об альтернативных путях для своей нефти. Да и инфраструктура пока не готова, так что казахской нефти в БТД ждать в ближайшем будущем не приходится.
Эксплуатация БТД позволит доставлять азербайджанскую нефть непосредственно на побережье Средиземного моря, откуда ее уже будут транспортировать в США и Западную Европу. Отправка первого танкера с азербайджанской нефтью из турецкого порта Джейхан ожидается в четвертом квартале 2005 года.
Участниками проекта БТД являются: BP (30,1%), Государственная нефтяная компания Азербайджана (25%), Unocal (8,90%), Statoil (8,71%), ТРАО (6,53%), ENI (5%), Itochu (3,4%), ConocoPhillips (2,5%), INPEX (2,5%), Total (5%) и Amerada Hess (2,36%). Строительство БТД обошлось в $3,2 млрд. долларов.
Протяженность нефтепровода БТД составляет 1767 км, из них в Азербайджане - 443 км, в Грузии - 248 км, а в Турции - 1076 км. Строительные работы начались в апреле 2003 года. В целом для заполнения трубопровода потребуется 10 млн. баррелей нефти.