Ирония в том, что на смену проекту Европы от Лиссабона до Владивостока, который был призван укрепить именно западную картину мира, может прийти проект Евразии от Владивостока до Будапешта (пока только до Будапешта), в котором центр тяжести будет смещен далеко на восток.
0 комментариевГазпром призвал государство принять решение о снижении добычи газа
Газпром призвал государство принять решение о снижении добыч
Для нормализации ситуации на российском рынке газа, который в настоящее время перекошен завышенными заявками на поставку голубого топлива, производителям необходимо сократить добычу, а государству – принять решение по оптимизации объемов добычи и поставок газа, считают идеологи российского рынка газа в Газпроме.
Чтобы подготовить российский рынок газа к биржевой и электронной торговле, помимо таких очевидных мер, как ликвидация перекрестного субсидирования и отмена постановления № 311,«необходимо вмешательство государства и принятие политического решения по оптимизации объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок», – говорится в материале корпоративного журнала монополии о проблемах газовых торгов.
Необходимо вмешательство государства и принятие политического решения по оптимизации объемов добычи и поставок газа на внутренний рынок
Систематическое завышение прогнозных объемов потребления газа в России наблюдается из года в год на всех уровнях – от конкретного предприятия до профильных ведомств. Даже с учетом корректировок в течение года в сторону снижения планов добычи газа ежегодный объем нереализованных по ценам ФСТ ресурсов составляет значительную величину.
Правительством России в 2006 году в целях поддержки мер по приватизации энергокомпаний были установлены контрольные цифры поставки газа тепловым электростанциям на 2007–2010 годы. В итоге за указанный срок превышение прогноза над фактическим потреблением составило в совокупности 45 млрд кубjметров газа; в 2011 году – 26 млрд 400 млн кубjметров, в 2012 году оно превысило 30 млрд кубометров.
«Мощности по добыче создаются под давлением избыточных корпоративных запросов, но рынок не принимает их директивы. Если государственная политика направлена на поэтапное умеренное повышение цен на природный газ, то запланированные цифры по добыче целесообразно оптимизировать с учетом реальностей рынка. Такая мера не может рассматриваться как «нерыночная», поскольку если ее не принять, то газоснабжение пойдет в сторону, обратную макроэкономической политике, которая направлена на формирование эффективной рыночной экономики России», – пишет издание.
Предприятия завышают прогнозные объемы потребления газа, чтобы не платить за него по завышенным ставкам. Для этого необходимо отменить постановление № 311. Как поясняется в материале, раньше в соответствии с пунктом № 13 правил поставки газа выбранное сверх договорного лимита топливо оплачивалось по повышенной ставке. Теперь же повышенная ставка грозит только в том случае, если превысить договорные объемы более чем на 10%. «Естественной реакцией в этой ситуации стал перебор объемов относительно контрольных цифр годовых и долгосрочных договоров», – говорится в статье корпоративного журнала Газпрома.
«Указанный документ также давал потребителям право отказываться от 20% договорных объемов газа, провоцируя их тем самым на завышение своих годовых заявок. Эти изменения, которые рассматривались как антикризисные меры, фактически превратили биржевую торговлю газом в пятое колесо в телеге российского газоснабжения», – говорится в материале.
Другой порок национального газового рынка – региональное перекрестное субсидирование, когда стоимость газа в субъектах России, наиболее удаленных от основных центров газодобычи, искусственно занижается относительно его реальной стоимости с учетом расходов на транспортировку до этих регионов. Из-за этого в торгах, где газ продавался по свободным ценам, предприятия запада и юга России не участвовали.
Моделирование будущих спотовых торгов газом показывает, что при сохранении сложившейся ситуации цены на них будут существенно ниже цен ФСТ России, а доминирующими покупателями станут предприятия регионов, расположенных вблизи от мест добычи. При этом на территориях западных и южных регионов образуется переизбыток газпромовского газа по регулируемым ценам, вытесненного из восточных субъектов России дешевым биржевым газом. Зафиксированные в этих условиях ценовые индексы биржевой и электронной торговли не будут отражать реальных издержек по добыче и транспортировке газа и не станут объективными индикаторами рынка. Зато появится искушение объявить такого рода цены «рыночными» и «объективными» с последующим предложением взять их за основу при индексации регулируемых оптовых цен на последующий год.
При этом действующий в отношении Газпрома запрет на продажу газа по ценам, отличным от утверждаемых ФСТ оптовых, снижает его конкурентные возможности. В итоге Газпром будет нести существенные убытки как от продажи газа ниже регулируемой цены на бирже и ЭТП, так и от реализации его по ценам ФСТ в регионах с перекрестным субсидированием. Все эти явления будут иметь место на фоне наблюдающегося в последние годы снижения платежной дисциплины со стороны коммунально-бытовых предприятий и потребителей республик Северного Кавказа, отмечает корпоративный журнал.