Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевШкольники призывают создать мировой интернет-патруль
Школьники призывают создать мировой интернет-патру
В Москве состоялся II съезд Детского общественного совета (ДОС) при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка. Одним из основных вопросов обсуждения стали проблемы безопасности, с которыми дети и подростки сталкиваются в сети Интернет.
Второе заседания ДОС прошло 26 марта в «Московском кадетском музыкальном корпусе». На повестке дня было две основные темы - жестокое обращение с детьми и безопасность детей в Интернете.
Тема встречи звучала как «Безопасный Интернет: мнение детей». Подрастающему поколению было предложено рассказать, какие угрозы, по их мнению, существуют в Сети и с какими отрицательными явлениями они чаще всего сталкиваются. Некоторые участники встречи прямо признавались, что страдают от интернет-зависимости.
«Интернет, как наркотик. Я сама была интернет-зависимой, и только когда я начала из-за этого терять друзей, я вернулась в реальную жизнь», - сообщила одна из участниц ДОС.
Большинство детей признались, что активно общаются в социальных сетях. При этом они отметили, что не видят особой опасности в разглашении персональных данных. Согласно данным исследования, которое было проведено в России в рамках «Года безопасного Интернета», 70% детей готовы встретиться с незнакомым человеком, они не видят в этом ничего плохого.
Среди других проблем школьники отметили большое количества спама, факты мошенничества в социальных сетях, изобилие порнографических сайтов. В восприятии детей Интернет по уровню угроз к уличным угрозам.
«Когда я готовила вопросы для анкетирования, без труда нашла в сети подробную информацию о том, как самому приготовить наркотики. Или, например, 10 способов самоубийства», - отметила член Детского совета Саша Усольцева.
Среди способов решения проблем безопасности в Интернете дети назвали в том числе «родительский контроль» за тем, какие сайты посещают их дети. Школьники призвали создать мировой интернет-патруль, а также блокировать сайты с противоправным контентом.
Председатель Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) Марк Твердынин рассказал детям о том, что существуют «горячие линии», на которые любой ребенок может прислать информацию о противоправном контенте или угрозах в свой адрес. Также он продемонстрировал социальные ролики на тему безопасного Интернета и вручил каждому ребенку диск и методическими материалами.
По словам Галины Солдатовой, директора Фонда развития Интернет, дети оценивают опасность Интернета выше, чем взрослые. При этом эксперт отметила, что «Интернет это потрясающее произведение человеческого интеллекта», отказываться от которого было бы неразумно.
Это признают и дети: «В Интернете при этом много полезной информации, которую затруднительно найти в других источниках».
Что касается второй темы встречи, на первом заседании Совета, прошедшем в конце 2009 года, члены ДОС - ученики московских школ и воспитанники интернатов, получили задание провести анкетирование сверстников на актуальную социальную тему насилия в отношении детей.
В опросе приняли участие около 1,5 тысяч человек - ученики 4-10 классов школ ЮАО Москвы. Из них 418 учащихся начальной школы и 1116 тысячи школьников 5-10 классов.
Данные опроса, проанализированные специалистами, были представлены собравшимся участникам заседания. Анализ показал неутешительные цифры: так, по мнению четвероклассников, чаще всего их права нарушаются другими детьми (43%). При этом 12% младших школьников заявили, что родители нарушают их права, а 4%, что их права не соблюдают учителя. Еще 41% четвероклассников считают, что их права нарушаются другими взрослыми.
Не менее пугающие цифры касаются наказания детей. Среди опрошенных младшеклассников 21% сообщили, что родители наказывают их физически: бьют ремнем, дают пощечины и др. При этом 63% детей сказали, что родители физически не наказывают их, а 16% затруднились ответить на этот вопрос. При этом надо учитывать, что многие дети, которые испытывали физическое воздействие от близких с самого раннего детства, привыкли воспринимать насилие со стороны взрослых как норму для себя.
Опрос показал, что, несмотря на активную политику, направленную на искоренение «воспитательных» мер, подобные действия имеют место быть и со стороны преподавателей и учителей. На вопрос об отношении учителей 7% учеников младших классов ответили, что учитель к ним относится неуважительно: часто кричит, обзывается, ставит в угол. Еще 86% ответили, что не сталкиваются с подобными проблемами в школе. 7% - затруднились с ответом.
На совещании отмечалось, что и сами дети порой становятся порой источниками агрессии по отношению к своим сверстникам. 29% опрошенных младшеклассников отметили, что иногда сами не могут сдержать свох чувств, проявляют агрессию и жестокость по отношению другим: дерутся, кричат и обзываются. При этом 55% учеников 4-х классов заявили, что не делают такого никогда. 16% ответили «не знаю».
Кроме проблем с насилием и унижением со стороны сверстников и учителей, школьники сталкиваются и с другими недопустимыми и противозаконными нарушениями своих прав и свобод. О случаях вымогательства денег и прочих вещей в школе заявили 11% младшеклассников.
Тем не менее эксперты констатировали, что на сегодня картина во многом меняется в лучшую сторону. По крайней мере, теперь многие ученики могут обратиться за квалифицированной помощью. Согласно данным опроса, 88% младших школьников знают, куда обратиться, если их права нарушаются и лишь 12% ребят не знают этого. Однако стоит принять во внимание тот факт, что опрос проводился в школах, в которых на протяжении нескольких лет работают уполномоченные по правам участников образовательного процесса - школьные омбудсмены.
По словам уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, самую большую опасность дети чувствуют в транспорте, на улице, во дворе, в местах большого скопления людей.
Кстати, сами дети высказали предложения о том, как предотвратить насилие. Среди прочих мер они назвали следующие: не разговаривать с незнакомыми людьми, не делать «мультиков с убийствами», приходить домой до десяти вечера, сдерживать собственную агрессию, лишать родительских прав взрослых в случае их неправильного поведения, чаще разговаривать по душам со своими детьми, не бояться обращаться в милицию, научиться самообороне. Также дети полагают, что им надо уделять больше внимания детям, ходить с ними в парк, угощать сладостями, а также вместе играть в различные игры.
Отдельной строкой дети указали на необходимость изучения родителями прав детей, призвали взрослых не показывать насилие по телевизору, а также ужесточать наказание за насилие в отношении детей.
Выслушав рекомендации школьников, Павел Астахов отметил, что проблема не столько в ужесточении наказания, сколько в правовой безграмотности: «Ужесточать наказание можно бесконечно. Кстати, за последнее время в этом направлении были предприняты серьезные меры, в том числе, и по инициативе президента, - отметил уполномоченный. – Но проблема еще и в том, что те люди, которые совершают преступления в отношении детей, не читают законы. Хотя незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Когда человек не хочет знать закон, он делает его своим врагом».
По словам Павла Астахова, в этом году обязательно выйдет в свет Детская правовая энциклопедия.
Среди учащихся 5-10 классов картина складывается несколько иная. Так о физическом наказании со стороны взрослых (пощечины, ссадины, синяки, кровоподтеки) сообщили лишь 4% опрошенных. При этом 9% отметили, что знают детей-подростков, которые встречались со случаями сексуального насилия.
Те же 9% опрошенных учащихся 5-10 классов заявили о том, что испытывают серьезные вмешательства в личную жизнь со стороны взрослых, которые подслушивают телефонные разговоры, читают личные дневники и запрещают встречаться с друзьями. Нет подобных проблем у 82% подростков.
79% детей заявили, что знают, куда обратиться за защитой своих прав. Среди прочего дети назвали: «к детскому омбудсмену, социальному педагогу, в милицию».
В заключение заседания дети получили домашнее задание - выступить на школьных педагогических советах и рассказать сверстникам и результатах проведенного анкетирования, провести тематические классные часы по безопасному Интернету.