Попалась на глаза новость про очередную акцию PETA – организации, которая борется за этичное отношение к животным. Все любят животных. Многие, как и я, стараются бороться за сохранение живой природы. Мы не любим, когда животных истязают, когда вырубают почем зря леса, разрушают уникальные экосистемы. Но PETA борется и против того, чтобы люди использовали животных в качестве пищи.
Меня всегда поражало, что среди защитников прав животных можно встретить агрессию по отношению к людям
И это подтолкнуло меня к посту, который я давно хотел написать. Пост будет являться частью продолжения разговора с одним знакомым вегетарианцем. Он не употребляет мясо, т. к. считает, что недопустимо причинять боль живому.
Начнем с религии. Я понимаю тех, кто не ест мясо по религиозным соображениям. Это часть их веры, и нет смысла даже идти в эту сторону – человек имеет право верить в то, что для него важно. Часть религий содержат запрет на употребление мяса, часть – нет. Я христианин, так что мне в этом смысле дано больше свободы для выбора. Перейдем к той категории собеседников, для кого важны не религиозные аспекты.
Важный аргумент, мимо которого сложно пройти: животные чувствуют боль (в традиционном смысле понятия боли). На практике, конечно, не все животные чувствуют боль.
Вот этот парень боли не чувствует вообще. Это голый землекоп. Конечно, исключительное животное, но тем не менее.
Обычно в зоологии все просто: высшие животные более чувствительны к боли, низшие – менее.
Возможно, поэтому часть вегетарианцев допускают себе в меню, например, рыбу.
Однако, строго говоря, все живые организмы, включая растения, и на самом деле даже на уровне клетки имеют какого-то рода чувствительность. Да, мы помним, что нервная система – это не для растений. Но достаточно заглянуть в курс физиологии растений (один из моих любимых предметов был во время учебы в сельскохозяйственной академии), чтобы знать, что чувствительность у растений есть. И это один из инструментов их адаптации к меняющимся внешним условиям, к болезням, вредителям, повреждениям любого рода.
Растения просто не выжили бы, если бы не чувствовали. Они реагируют на свет, на температуру, на влажность, на количество питательных веществ и их состав, даже на прикосновения (вспомним хотя бы росянку). И в физиологии то, что у животных называют словом боль, принято называть словом стресс. Впрочем, строго говоря, в стресс входит и то, что можно назвать болью, и то, что можно назвать напряжением (сил, организма).
Под влиянием внешних факторов в растениях может формироваться устойчивость к некоторым воздействиям. Растения могут приспосабливаться до определенного порога к изменившимся условиям внешней среды.
Оговорюсь, я не уверен в точности исследований, утверждавших, что растения способны различать тех людей, кто причинял им боль. Физиологические основы для этого отчасти есть – растения вполне способны улавливать ферменты (пот, запах), которые исходят от любого живого существа, не закованного в скафандр. Но лично я не уверен, что растения так уж сильно способны отличать одного человека от другого. В общем, эту тему оставим экспериментаторам. Она сейчас менее важна.
Но вот что нам важно: есть экспериментальные свидетельства того, что растения способны сообщать друг другу о том, что с ними происходит. Например, растение А поверглось атаке вредителя. В организме вредителя определенное вещество этого растения расщепляется, выделяя новое вещество. Когда вредитель переходит на другое растение, это новое вещество в организме вредителя запускает защитный механизм в растении B. Есть и иные способы стрессовой коммуникации между растениями, построенные по схожему принципу.
Итак. У нас есть три простых факта:
– растения – живые организмы;
– растения умирают;
– растения чувствуют.
Получается, вегетарианцы не едят животных лишь потому, что животные кричат, а растения кричат молча – химическая реакция не кричит. Животные убегают, а растения стоят на месте, а их «бегство» (сжатие, отклонение роста) происходит слишком медленно для наших глаз.
В общем, я не понимаю тогда вот этой аргументации про непричинение боли. Боль причиняется.
Полемически не могу не задать вопрос про бактерии, вообще микрооорганизмы, которые миллионами уничтожаются при обычном кипячении или при фильтрации воды.
Как быть с болезнями? Эти организмы не убивать?
А, пардон, глисты? Эти товарищи вполне себе шустро двигаются. А комары?
В этом посте у меня нет задачи издеваться над чьими-то убеждениями. Я лишь прошу задуматься о причине наших действий, о наших мотивах. Как человек, который с детства любил природу, зачитывался книгами Даррела, статьями Пескова, книгами Киплинга, был очарован фильмами Кусто, я не могу не понимать ценность живого. Позже как человек, который хотел стать специалистом по биологической защите растений, какие-то вещи я стал понимать и с научной точки зрения.
Жизнь – уникальное явление. И глупо ее кромсать по линии мясо – растения. Это нечестно по отношению ко всему живому. Это манипулятивно, наконец.
Конечно, ты размещаешь фото цыпленка или теленка и пишешь что-то типа «как это можно убить». В такой ситуации у картошки, редьки, репейника, пшеницы – никакого шанса. Молчаливые растения абсолютно проиграют пушистым зверькам.
Как же быть? Совсем ничего не есть и ничем не питаться?
Далее, извините, мой собственный взгляд и попытка убедить защитников живого не впадать в безумие крайностей.
Человек – часть живого мира. Вряд ли даже самый оголтелый активист PETA заставит перейти на питание только растениями льва. Или леопарда. Или орла.
Вегетарианцы не едят животных лишь потому, что животные кричат, а растения кричат молча
Надо понимать, что в этом мире есть те, кто питается только растениями, есть те, кто ест почти только исключительно мясо. И те, кто ест и то, и другое.
Факт жизни на Земле (кто бы ни был ее инициатором – оставим в стороне религиозные аспекты или их отсутствие) – человек был и остается органичной частью многообразия природы. И с самого своего появления мы ели плоды, мы растили урожаи, мы охотились, мы выращивали домашний скот, мы боролись за выживание себя, мы боролись за сохранение природы вокруг нас, иногда мы ей вредили, иногда помогали вопреки всем обстоятельствам.
Я думаю, невозможно до конца понимать Землю и любить ее такой, какая она есть, если человек будет пытаться искусственно себя сделать не тем, кто он есть сам.
Меня всегда поражало, что среди защитников прав животных можно встретить агрессию по отношению к людям. Живем в невероятное время, когда появился такой термин, как экотерроризм. Откуда эта тяга быть слепцами? Среди веганоактивистов можно встретить агрессию, ненависть далеко не реже, чем среди тех, кто выходит на охоту.
Разум дан нам не для того, чтобы мы закрывали глаза на то, что уничтожаем одно, но якобы и скорее демонстративно сохраняем к жизни другое. Разум дан для того, чтобы мы понимали ценность жизни. Не убивали ради жестокости. Не уничтожали окружающую среду.
Да, ради продолжения жизни я ем мясо, я ем растения. Я такая же часть живого и верю в ценность человека. Мне не нравятся манипуляции, не нравится поверхностный подход к живому. Равно не люблю сложившиеся экоштампы, т. к., на мой взгляд, экомифы, основанные не на научном подходе, в итоге вредят экологическому движению, создают атмосферу, в которой экоактивисты выглядят странными, нервными и нелогичными.
Тот, кто отвергает себя как человека, в действительности не может по-настоящему любить весь тот прекрасный мир, что окружает нас. Отвергающий природу человека отвергает и природу, окружающую его.
Источник: Блог Олега Козырева