Ирина Алкснис Ирина Алкснис Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

5 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.

17 комментариев
9 декабря 2020, 08:10 • Экономика

Америка начала спекулировать на самом главном

Америка начала спекулировать на самом главном
@ Amit Dave/Reuters

Tекст: Ольга Самофалова

Вода впервые получила прописку на Уолл-стрит. Теперь ею торгуют так же, как нефтью или золотом. Подтолкнули американцев к этой идее проблемы с водой в ряде регионов, особенно в периоды пожаров и засухи. В России тоже есть регионы с дефицитом водных ресурсов, в том числе Крымский полуостров. Стоит ли нам перенять заокеанский опыт?

Впервые на Уолл-стрит наравне с золотом, нефтью и другими товарами начали торговать водой. План созрел после того, как в сентябре лесные пожары и жара нанесли серьезный ущерб Западному побережью США. С помощью торговли фьючерсами на воду решили защитить крупных потребителей воды – фермеров и сферу электроэнергии – от колебаний цен на воду.

Фьючерсы привязаны к индексу Nasdaq Veles California Water Index, который был запущен в 2018 году. Он измеряет средневзвешенную цену на воду, отмечает Bloomberg.

Удивительно, что торговля на бирже столь важным природным ресурсом, как вода, началась только сейчас. «На самом деле вода, а не нефть или золото, является главным ресурсом на Земле, без нее исчезнет все человечество. Сегодня порядка 3 млрд человек, то есть почти половина всего человечества, не имеют доступа к чистым источникам воды, из-за чего умирает около 500 млн человек ежегодно. Из них большая часть – это дети в возрасте до пяти лет», – отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Принято считать, что войны начинаются за земли, за нефть и газ, но на самом деле за доступ к водным ресурсам тоже проливается кровь.

«За реку Нил борются Египет, Судан и Эфиопия, за Тигр и Евфрат – Турция, Сирия и Ирак. Индо-пакистанский конфликт тоже связан с доступом к воде. И таких примеров за последние 50 лет предостаточно. Крупнейшие транснациональные корпорации давно поняли, что именно вода является главным ресурсом, за который будет идти самая ожесточенная борьба. Поэтому в результате всех конфликтов, в которых принимали участие США, собственность на водные ресурсы побежденных стран переходила к американским транснациональным компаниям, которые затем начинали очень успешный бизнес в этих странах, продавая воду местным жителям по завышенным ценам», – говорит Деев.

Использование водных ресурсов в мире только растет – в среднем на 1% в год. А изменение климата приводит к осложнению ситуации в тех регионах, где и так сегодня имеются проблемы с водой.

Изменение климата, засуха и рост численности населения, вероятно, сделают проблему нехватки воды и ее ценообразование горячей темой на долгие годы, считает управляющий директор и аналитик RBC Capital Markets Дин Дрей. Мировая конкуренция за водные ресурсы будет только возрастать. Нехватка водных ресурсов ведет к угрозе продовольственной безопасности. Потому что 70% мирового потребления воды используется в сельском хозяйстве и производстве продовольствия. Промышленность использует только 20%, ЖКХ – лишь 8% воды.

России повезло не только с нефтью и золотом, но и с водными ресурсами. В Европе у РФ самый большой запас пресной воды, а в мире у нее второй результат.

Ресурсы речного стока в России составляют 4,3 тыс. кубических километров в год. Больше только у Бразилии с ее 6,25 тыс. кубических километров в год речного стока. На третьем месте по этому показателю Канада (3,3 тыс.), на четвертом – США (2,8 тыс.), на пятом – Китай (2,75 тыс.), далее – Индия. При этом у России хороший показатель водообеспеченности – 30,2 кубических километра в год на человека. Для понимания: в США на одного человека в год только 9,2 кубических километра, а в Китае и вовсе 2,3.  

Средние возобновляемые водные ресурсы России за многие годы составляют 10% от мирового речного стока. Ежегодное использование свежей воды не превышает 2% ресурсов речного стока В России более 30 тыс. водохранилищ, более 100 ГЭС и много другой инфраструктуры.

«Наша страна с ее гигантскими водными запасами будет интересовать международных торговцев только как источник для получения ресурсов наравне с нефтью, газом и т. д. В конечном счете Россия вполне успешно может начать продавать воду на международных рынках, пополняя бюджет», – говорит Деев.

Январский контракт на воду, торгуемый на бирже CME, в понедельник закрылся около уровня 496 долларов за акр-фут (1233 кубических метра). В целом калифорнийский спотовый рынок воды оценивается в 1,1 млрд долларов. Российский биржевой рынок воды мог бы быть намного крупнее, учитывая более высокие запасы пресной воды.

Но справиться с дефицитом воды в ряде регионов России, как и в Соединенных Штатах, за счет торговли фьючерсами на воду вряд ли удастся. «Данный фьючерс является расчетным, а не поставочным, то есть продавец не обязуется поставить покупателю воду в том или ином виде после экспирации (последняя дата исполнения) фьючерсного контракта. Здесь происходит только финансовый расчет между покупателем и продавцом фьючерса по цене базового актива (воды), сформировавшейся на момент экспирации. Поэтому покупатели фьючерсов никоим образом не смогут решить проблему с обеспеченностью водой», – поясняет эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.

Впрочем, даже если бы фьючерсы были поставочными, это вряд ли решило бы проблемы дефицита воды в тех регионах, где ее не хватает. Если бы все было так просто. Дефицит воды в том или ином регионе связан с разными причинами. Там может не хватать инфраструктуры, не быть логистической цепочки поставок воды. Проблема может быть связана с природными, географическими и даже геополитическими особенностями.

Далеко ходить не надо. Полуостров Крым является засушливым регионом в силу его географического и природного расположения. Чтобы это исправить, еще в 1960-х годах был построен Северо-Крымский канал, который поставлял днепровскую воду из Каховского водохранилища. И эта инфраструктура справлялась (канал обеспечивал 80% потребностей региона в пресной воде), пока Украина не перекрыла канал после присоединения Крыма к России. Дефицит воды здесь был спровоцирован искусственно украинскими властями.  

Поэтому одной торговлей фьючерсами решить проблемы засушливых регионов невозможно. В чем же тогда смысл? В том, что этот инструмент поможет стабилизировать цены на воду и застраховаться от ценовых колебаний в периоды чрезвычайных ситуаций – пожаров, засухи и пр. «В основном такие фьючерсы на американском рынке будут использоваться для хеджирования фермерами и муниципалитетами ценовых рисков, связанных с доступностью воды в Калифорнии – крупнейшем сельскохозяйственном рынке США и пятой по величине экономике мира, если бы этот штат был отдельным государством», – говорит Бабин. Не исключены теперь, конечно, и спекулятивные игры с ценой на воду на бирже.