Специально подобранные чиновники и эксперты должны будут разработать стратегию поведения ЕС в случае «драматических изменений американского подхода к ведению европейских дел». То есть в случае победы Дональда Трампа на президентских выборах в ноябре.
Казалось бы, это абсолютно логичный ход, учитывая, что в отношении Трампа европейские СМИ регулярно выступают с алармистскими заявлениями, а вероятность его победы оценивается как высокая. Кандидата от республиканцев позиционируют чуть ли не как Антихриста, предвещая развал трансатлантических связей в случае его возвращения в Белый дом.
Проблема тут не только в личности республиканского кандидата, но и в том, кто за ним стоит.
«Сам Трамп непредсказуем. Однако помимо его личности есть еще и партийный момент. Республиканцы в целом склонны меньше учитывать мнение Европы, чем демократы. И с республиканскими администрациями у ЕС отношения традиционно складываются хуже», – напоминает доцент РГГУ Вадим Трухачев.
Причина, по его мнению, в том, что республиканцы – империалисты, для них США являются самым настоящим центром вселенной, а демократы – глобалисты, склонные набирать «помощников» в других странах. Европейские элиты тоже в основном глобалисты, поэтому с демократами находятся на одной волне.
Кроме того, Республиканская партия качнулась вправо: Трамп представляет то крыло, которое принято называть неоизоляционистским. Там призывают сосредоточиться прежде всего на решении внутриамериканских проблем и выделять меньше средств на внешние авантюры.
Назначить президентом США нужного человека (как в Молдавии, например) Европа не может. «У европейцев сейчас никто ничего не спрашивает. Речь не идет о том, могут ли вообще европейцы повлиять на исход выборов. У них лишь один вариант – приспосабливаться», – объясняет старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский.
Приспосабливаться можно на разных уровнях. Например, на национальном, когда каждая страна будет работать по принципу «спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Некоторые так уже спасаются.
«Многие политики в Европе не имеют никаких контактов с окружением Трампа и самим Трампом. Поэтому, например, поляки собираются выделять деньги, чтобы продвигать свои интересы через американские СМИ и лоббистские структуры. Позиционировать себя как людей, с которыми Трамп может договариваться», – говорит Офицеров-Бельский.
Другой вариант – приспосабливаться на уровне Евросоюза в целом, то есть спасаться сообща и искать методы, с помощью которых Европа сможет коллективными усилиями защитить свои интересы от республиканского Белого дома.
В частности, Дональд Трамп собирается сокращать американское участие в украинском конфликте. Для Европы этот подход неприемлем – европейские элиты рассматривают нынешний конфликт с Россией через идеологическую призму и не допускают мыслей о проигрыше. Поэтому готовятся взять на себя значительную долю расходов на содержание Украины.
«Они прорабатывают вариант поддержки Киева без США – с Британией, Канадой и Норвегией. Для этого в ЕС и усиливают военную составляющую», – говорит Вадим Трухачев.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отнюдь не случайно озвучила идею Европейского оборонительного союза. «Государства – члены ЕС всегда будут нести ответственность за свои войска, от доктрины до развертывания», – заявила она. Детальный план (так называемую Белую книгу о будущем европейской обороны) ЕК обещает представить в конце осени.
Однако в том случае, если Трамп будет готов не только дистанцироваться от киевского режима, но и искать компромиссы с Москвой, Европе придется идти на конфликт.
«По желанию Трампа они сразу на переговоры не пойдут – их придется прогибать. Инструментов для этого у Вашингтона достаточно. Американцы могут меньше тратить на европейские базы, повышать для европейцев цены на энергоносители и даже вводить санкции в отношении европейских компаний на американском рынке», – продолжает Трухачев.
Тогда Европа, по его мнению, будет отвечать Трампу через работу с «вашингтонским болотом», демократами и «системными республиканцами», используя эти инструменты не только для того, чтобы отбиться от давления в украинском вопросе.
«Речь идет и о торговых пошлинах на импортируемые в США европейские товары, и о тратах на вооружение», – говорит Дмитрий Офицеров-Бельский. По словам эксперта, Трамп связан с военно-промышленным лобби и будет требовать, чтобы европейцы тратили на вооружение как можно больше. Причем именно на американские вооружения, европейская промышленность не сможет обеспечить возросшие запросы.
Ирония ситуации в том, что спецгруппа будет работать не только по Украине и не только по Трампу. Она создается в том числе для анализа последствий возможного переезда в Белый дом Камалы Харрис.
По одной из версий, с ней будет проще. «Она – полный чайник в международных делах, и европейцы смогут ей в какой-то степени манипулировать. Особенно это касается многоопытного нового генсека НАТО Марка Рютте, который по линии Североатлантического альянса и – косвенно – Евросоюза будет с ней работать», – уверен Вадим Трухачев.
Кроме того, Харрис из левых демократов и глобалистов, принадлежащих к «клану Клинтонов». То есть практически «одной крови» с нынешним руководством ЕС.
Однако ее неопытность и наличие радикальных персонажей в команде может сыграть с Евросоюзом злую шутку. Курс на эскалацию во внешней политике и необходимость госпожи Харрис доказать наличие у нее «железной воли» способны ввергнуть коллективный Запад в серьезный политический кризис.
Евросоюзу необходимо просчитать этот сценарий и понять, как выйти из этого кризиса с минимальными потерями. Так что группе есть над чем работать.