Сотрудник американской администрации сообщил, что США и Венесуэла ведут за закрытыми дверями переговоры о нормализации отношений. Источник «хорошо осведомлен о переговорах, проходящих на высшем уровне», однако он попросил не называть его имени, потому что не уполномочен выступать публично по этому вопросу, отметил Reuters. Чиновник рассказал, что с американской стороны во встречах участвует советник Госдепартамента по юридическим вопросам Том Шэннон. В марте он побывал в Каракасе, чтобы «встретиться с (президентом Венесуэлы Николасом) Мадуро и открыть каналы связи».
Венесуэльская армия вооружена российским оружием, и Соединенные Штаты это очень беспокоит. Они хотели бы вернуть то, что было 20 лет назад
Другим собеседником Шэннона стал председатель Национальной ассамблеи (парламента) Венесуэлы Дьосдадо Кабельо, тоже весьма важный для США чиновник, так как «Мадуро и Кабельо – два «центра силы в Венесуэле», подчеркнул источник, добавив, что Кабельо является даже конкурентом в борьбе за власть с Мадуро, хотя оба этот факт отрицают. «Фигура эта правда весьма противоречивая», – добавил собеседник о Кабельо, указав на многочисленные сообщения американских СМИ о том, что тот находится «под прицелом» прокуроров США по подозрению в незаконном обороте наркотиков и отмывании денег. Сам Кабельо эти обвинения отрицает.
«Венесуэла остается все более изолированной»
Сотрудник администрации США отметил, что диалог активизировался после краткой встречи между президентом Бараком Обамой и его венесуэльским коллегой «на полях» саммита Америк, состоявшегося в апреле в Панаме, причем инициатором был сам Мадуро. «Судя по всему, он осознает, что пока власти пытаются спасти распадающуюся экономику страны, к которой привела государственная политика, Венесуэла – главный поставщик американской нефти, остается все более изолированной из-за потепления отношений ее ближайшего союзника – Кубы – и США», – отметил Reuters.
По мнению американского чиновника, Мадуро «понял, что если мы можем разговаривать с кубинцами, то мы можем разговаривать и с ним». Он уточнил, что в ходе первых встреч стороны постарались определить области наиболее острых разногласий, среди которых полное подавление венесуэльскими властями оппозиции, чтобы позже приступить к поиску путей их возможного урегулирования.
Собеседник агентства рассказал, что во время встречи в Гаити 14 июня американские чиновники пытались надавить на Кабельо с тем, чтобы он объявил дату парламентских выборов в этом году и освободил политических заключенных, в том числе лидера оппозиции Леопольдо Лопеса. «Для нас крайне важно, чтобы Лопес остался жив. Поэтому Вашингтон дал понять, что если Лопес умрет от голодовки, которую он объявил, требуя назвать дату выборов, это будет конец диалога», – подчеркнул источник.
Американские чиновники требуют от Венесуэлы освободить всех активистов оппозиции, арестованных в уличных протестах против правительства в прошлом году.
Местная правозащитная группа Penal Forum утверждает, что в тюрьму по политическим мотивам заключены 77 человек, правда, двоих из них отпустили на прошлой неделе. «Наша цель и наша надежда – увидеть больше этих освобожденных студентов», – сказал сотрудник администрации США.
«Отправная точка – освободить оппозицию и провести выборы»
Он добавил, что задача на будущее – достичь соглашения для полноценного наблюдения за выборами в декабре. «Мы полагаем, что если мы можем помочь венесуэльцам провести выборы, чтобы все их поддержали, и если мы можем помочь им добиться результата, который все признают, то это отправная точка», – добавил американский чиновник.
За последние недели «конфронтационная риторика двух врагов снизилась», отмечает Reuters. «Об атмосфере улучшения говорит и тот факт, что сенатор-республиканец, председатель комитета по иностранным делам Сената Боб Коркер встречается на этой неделе в Венесуэле как с членами оппозиции, так и с высокопоставленными чиновниками правительства», – сообщает издание.
Впрочем, сотрудник администрации США признает, что было бы слишком рано ожидать нормализации отношений с Венесуэлой в ближайшее время, включая вопросы о назначении послов или ослаблении санкций.
Напомним, отношения Венесуэлы и США в последнее время были особенно напряженными. Президент Барак Обама 9 марта подписал указ, вводящий чрезвычайное положение по отношению к Венесуэле, так как ситуация в южноамериканской стране якобы представляет опасность для США. Кроме того, в рамках указа были также приняты санкции против семи высокопоставленных венесуэльских чиновников в связи с «нарушениями прав человека» и «преследованием политических оппонентов». Меры коснулись представителей правоохранительных органов и армии Венесуэлы. Санкции предусматривали арест активов и имущества на территории США, а также запрет на въезд в страну для лиц из санкционного списка. При этом, как отмечали в Белом доме, санкции не затронули экономику республики. Указ был подписан в рамках реализации закона о защите прав человека и гражданского общества Венесуэлы, который Обама подписал в декабре 2014 года.
США заинтересованы в Венесуэле
Вмешательство Соединенных Штатов в дела Венесуэлы в последнее время носило демонстративный характер, напомнил в беседе с газетой ВЗГЛЯД специалист по Латинской Америке, доктор исторических наук, генерал-лейтенант службы внешней разведки в отставке Николай Леонов. «Так же, в пропагандистском плане, Штаты осаждали Кубу, десятилетиями поносили ее вместо того, чтобы просто смириться с тем, что страны могут выбирать свой путь развития», – отметил он.
Но сейчас Латинская Америка приобрела серьезный политический вес, появились рычаги для того, чтобы защищать свои региональные интересы, отметил Леонов. «Это создание Сообщества стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Вход США туда закрыт, поэтому Обама обеспокоен, что американцы оказываются в изоляции от Латинской Америки. Им надо налаживать отношения со своими соседями, и то, что делает сейчас Обама, вполне разумно и справедливо. Если это делает Мадуро – это тоже оправдано. Торговля же в основном ведется с Соединенными Штатами, и вмешиваться в нее, руководствуясь сиюминутными политическими мотивами, – это бессмыслица», – подчеркивает эксперт.
«Никто не собирается ссориться с США себе в ущерб. Базовые отношения Штатов и Венесуэлы всегда оставались незатронутыми – речь идет о поставках венесуэльской нефти, очень качественной и умеренной по ценам, в США, – напоминает Леонов. – Это основной ее покупатель. И этот вопрос, главный, никогда не подвергался сомнению ни одной из сторон».
Заинтересованность в переговорах в экономическом плане обоюдная, а вот в политическом США более нуждаются в Венесуэле, считает эксперт. «Всю жизнь у них было абсолютное господство в Латинской Америке. Вспомните доктрину Монро – Америка для американцев, политику Теодора Рузвельта – политику «большой дубинки». Были и другие формы панамериканизма, и никто не позволял сомневаться в господстве США. Но сейчас они начинают говорить с Латинской Америкой как с равной себе. Вашингтон почувствовал, что в целом его вес в мире – на Ближнем Востоке, в Европе, в Китае – сокращается», – уверен Леонов.
Нормализация отношений между государствами – это единственная разумная линия поведения. «То, что происходит с Кубой, – это также нормальный процесс. Не кубинцы же были инициаторами разрыва отношений с США, а американцы. Равно как и в случае с Венесуэлой», – напомнил он.
Кубинский фактор
На путь потепления в плане США Венесуэлу могла подтолкнуть Куба, считает заместитель директора Института Латинской Америки РАН Владимир Сударев. «Братья Кастро всегда были достаточно близки к Мадуро, он их ученик. В данном случае это был, возможно, даже совет Кубы для того, чтобы не нагнетать так уж сильно напряженность в стране. Все-таки Обама в начале года заявил, что Венесуэла представляет угрозу для Соединенных Штатов», – отметил он, напомнив, что Куба и США официально начали разморозку отношений.
«Угрозы со стороны Обамы, с одной стороны, дали Мадуро сыграть на националистических чувствах с целью сплотить расколотое венесуэльское общество, – отмечает Сударев. – А с другой стороны, откровенная конфронтация с США не входила в его интересы, потому что экономика находится на краю пропасти. Ее практически нет, а США являются постоянными покупателями венесуэльской нефти. Правительство Мадуро заинтересовано в том, чтобы каким-то образом нормализовать отношения для того, чтобы вылезти из экономической ямы. Возможно, они диверсифицируют продукты, которые поставляют в США», – прогнозирует эксперт.
У Мадуро есть и внутренние интересы в налаживании отношений в США, считает он. «В Венесуэле скоро выборы в национальную ассамблею – они пройдут в начале декабря. Шансы у оппозиции настолько высоки, что Мадуро может пытаться притормозить антиамериканизм, а может даже заручиться негласной поддержкой США», – полагает Сударев.
Венесуэла между США и Россией
США вполне могут в данной ситуации захотеть «подтянуть» к себе Венесуэлу, активно начавшую контактировать с Россией, согласен Николай Леонов. «Это естественное стремление крупных государств – искать союзников. И Венесуэла – невероятно перспективный кандидат. Страна располагает огромными ресурсами нефти и газа, конечно, она привлекательна для всех. За время конфликтов с США она сблизилась с Россией. Мы ведем там работы по линии Газпрома, Роснефти. Венесуэльская армия уже вооружена российским оружием, и Соединенные Штаты это очень беспокоит. Конечно, они хотели бы вернуть то, что было 20 лет назад», – считает Леонов.
Венесуэльцы за время противостояния с США обрели уверенность в собственных силах и независимости, и сейчас они хотят, чтобы отношения строились на принципах взаимного уважения, подчеркнул эксперт.
Владимир Сударев считает, что США вряд ли пытаются отвернуть Венесуэлу от России. «У нас там работает Газпром, ЛУКОЙЛ – правда, не очень успешно, но тем не менее мы там присутствуем. Мы много вложили в вооружение Венесуэлы, что было сделано на кредитных условиях, так что платить за оружие нужно. Сейчас у России и Венесуэлы очень дружеские отношения – это страны-союзники, к тому же Венесуэла должна России», – напомнил он.
Каким бы ни было сотрудничество Венесуэлы и США, оно никоим образом не может отразиться на отношениях Мадуро с Россией. «Максимум, это будет формальное примирение. Обменяются посольствами, установят обычные дипотношения, которые существовали еще при Чавесе», – полагает Сударев.
Запрет на въезд в страну «террористам»
До этого Мадуро объявил о запрете на въезд в страну американским чиновникам, а также потребовал у США сократить число сотрудников американского посольства в Каракасе: «Ряд политических руководителей из США, которые нарушали права человека бомбардировками в таких странах, как Сирия, Ирак и Афганистан, не смогут въехать в Венесуэлу, так как они – террористы», – подчеркнул он. Венесуэльский президент отметил, что среди этих лиц – Джордж Буш-младший, бывший вице-президент США Дик Чейни, конгрессмены-республиканцы Боб Мелендес и Марко Рубио. «Для защиты нашей страны... я решил ввести систему обязательных виз для всех граждан США, прибывающих в Венесуэлу», – добавил Мадуро. Как отметили СМИ, это делается с целью «контролировать» вмешательство США в дела Венесуэлы.
Еще в начале февраля Николас Мадуро утверждал, что США готовят план «насильственного свержения» власти в республике, при этом Венесуэла не планирует никакой агрессии против США. «Вы знаете, что правые силы Мадрида, ультраправые Боготы (столица Колумбии – прим. ВЗГЛЯД) и Майами создали ось «Мадрид – Богота – Майами», чтобы осуществить заговор против страны», – отмечал Мадуро, подчеркивая, что именно люди, причастные к этой оси, занимаются публикациями пасквилей на власти Венесуэлы: «Каждый день в прессе Мадрида на первых планах выходит ложь, манипуляции, чтобы выставить Венесуэлу в дурном свете», – указывал венесуэльский президент. Эта деятельность связана и с венесуэльской оппозицией, которая благожелательно относится к кампании заговора, подчеркивал Мадуро.
В свою очередь, в Вашингтоне неоднократно опровергали эти обвинения и называли их беспочвенными. Когда власти Венесуэлы арестовали ряд видных членов оппозиции, которых они обвиняли в попытках сменить власть с помощью США, Джен Псаки, будучи представителем Госдепартамента, заявила: «США не поощряют беспорядки в Венесуэле... Мы остаемся крупнейшим торговым партнером Венесуэлы. Экономические и политические проблемы Венесуэлы – это результат политики правительства Венесуэлы». Она добавила, что «несмотря на сложности в наших официальных отношениях, США намерены поддерживать крепкие и долговременные связи с народом Венесуэлы». Отношения между США и Венесуэлой менялись на протяжении более чем 10 лет, когда ссоры и дипломатические высылки послов чередовались с короткими периодами примирения, напомнил Reuters.