Борьба с огнем в центральных районах России продолжается. В результате разгула стихии тысячи людей оказались без крова и средств к существованию. Президент Дмитрий Медведев пообещал, что власти выполнят свои обязательства, и призвал граждан не оставаться в стороне. Многие страны предлагают свою помощь. Член Общественной палаты, вице-президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин рассказал газете ВЗГЛЯД, как он видит ситуацию на данный момент.
Выводы должны быть сделаны не только руководителями государства, субъектов страны и муниципальных образований, но и всеми гражданами
ВЗГЛЯД: Как идет борьба с пожарами в России?
Сергей Катырин: Ситуация очень напряженная. К сожалению, температура и погодные условия против нас. Противостоять сложно. У МЧС небезграничные возможности. Но мы, думаю, выстоим. Президент, премьер-министр и ведомства предпринимают все возможное, чтобы в первую очередь население и стратегические объекты не пострадали.
ВЗГЛЯД: Какие проблемы были выявлены в ходе борьбы с огнем?
С. К.: В силу непростого периода, который у нас был после советских времен, мы многое утеряли из гражданской обороны и противопожарных действий. Это касается оснащения, оборудования и техники, главным образом пожарных машин, которых раньше в населенных пунктах было гораздо больше. Также раньше следили за тем, чтобы были специальные водоемы, откуда можно черпать воду в случае необходимости.
Член Общественной палаты, вице-президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин (фото: ИТАР-ТАСС) |
То, что было серьезным образом утеряно за это время, естественно, сказалось в том числе на борьбе с пожарами, когда сложилась непростая ситуация. Из этого тоже будут сделаны выводы, особенно в тех местах, где расположены небольшие деревни и проживает мало населения. Также были выявлены недостатки и на более серьезных объектах, в том числе объектах Министерства обороны и других. Поэтому выводы должны быть сделаны не только руководителями государства, субъектов страны и муниципальных образований, но и всеми гражданами.
#{image=423205}ВЗГЛЯД: Экологи говорят, в результате реформ в лесном законодательстве последнего десятилетия ликвидирована государственная лесная охрана и нет централизованной системы охраны лесов от пожаров. Нужно ли менять законодательство?
С. К.: Я не могу сказать, что надо поменять, но недостатки есть. Должна быть прописана ответственность тех, кто отвечает за это. Важно, чтобы было четко прописано и определено, кто отвечает за противопожарную безопасность лесов, кому бы они ни принадлежали, и какова мера ответственности. По поводу Лесного кодекса высказывались в Общественной палате и Торгово-промышленной палате. У нас было много претензий к этому кодексу. Но это касается еще и противопожарной безопасности. Законодательство надо совершенствовать, но это касается не только Лесного кодекса.
ВЗГЛЯД: Что еще требует внимания?
С. К.: Я бы посмотрел по административной ответственности. Еще обратил бы внимание на источники финансирования и кто должен отвечать на всех уровнях за противопожарную безопасность. Конечно, кивать на МЧС хорошо, но МЧС в каждую деревню не поставишь.
ВЗГЛЯД: За чем сейчас требуется тщательный надзор?
С. К.: Всегда самым главным был, есть и будет – человек, жизнь людей. Это в том числе люди, которые находятся в местах лишения свободы. Но и во вторую очередь объекты повышенного внимания. Здесь предпринимаются довольно серьезные решения президентом, Министерством обороны и МЧС. Надеюсь, по этой части у них все в порядке. Но первое и главное – безопасность человека.
ВЗГЛЯД: Общественная палата вместе со Сбербанком России начала сбор денег. Как идет процесс?
С. К.: Президент призвал граждан не оставаться в стороне. Потому что государство государством, но мы все живем в одной стране. Сегодня востребована помощь каждого человека. Многие люди остались без всего: без вещей и документов. В чем выскочили из горящего дома, в том и остались. Это все, что у них сейчас есть, к горькому сожалению. Для них чрезвычайно важно одеться, где-то жить, питаться. Мы успели собрать несколько миллионов рублей. Есть обращения из-за рубежа. В четверг мы открыли валютные счета, чтобы на них тоже могли переводить деньги. Мы обязательно расскажем, кто предоставлял эти средства, и отчитаемся за все деньги до копейки. Помощь нужна на всех фронтах. Беседуя с коллегами из Общественной палаты и регионов, я всегда обращаю их внимание на то, чтобы они были организованы и работали под руководством МЧС и МВД – всех тех, кто представляет организованную силу. Если каждый сам надумает бороться с огнем, то начнет создавать проблемы.
ВЗГЛЯД: В среду Дмитрий Медведев уволил нескольких начальников из Военно-морского флота за пожар на подмосковной базе, где сгорело много военного имущества. Президент действовал в сложившейся ситуации жестко?
С. К.: Медведев – Верховный главнокомандующий. Это его право принимать решения, которые касаются Вооруженных сил страны. Я не могу сказать, что он действовал жестко или нет. Я не знаю всех обстоятельств дела: кто кому докладывал и кто чего сказал. На мой взгляд, в такой ситуации решения должны приниматься быстро и очень жестко. Это вполне естественная реакция Верховного главнокомандующего. Он имеет право и обязан наводить порядок. Ему решать, и он решает.
ВЗГЛЯД: Площадь пожара продолжает увеличиваться. Многие страны предлагают свою помощь. Как Россия должна отвечать на такие предложения: принимать или стараться побороть огонь своими силами?
С. К.: Я думаю, что приемлемую для нас помощь мы должны принимать. Каждый предлагает свои варианты помощи. Мы находимся в очень непростой ситуации, поэтому любые возможные варианты борьбы с огнем должны быть использованы. Полагаю, что не все виды предложенной помощи можно использовать, но я рекомендовал бы дать возможность помочь нам всем, кто проявил такую добрую волю.