Всероссийский центр изучения общественного мнения провел опрос, в ходе которого выяснилось отношение россиян к товарам китайского производства.
Покупателей товаров китайского производства привлекает низкая стоимость, большой ассортимент продукции и широкая география распространения
Согласно результатам опроса, 80% респондентов считают, что товары из Китая, как правило, невысокого качества – недолговечны и быстро ломаются. 68% ответили, что китайская продукция обычно не отвечает требованиям безопасности.
Тем не менее, согласно данным опроса, продукцию китайского производства периодически покупает большинство жителей РФ: от 44% опрошенных в Южном федеральном округе до 87% в Дальневосточном.
Среди этих товаров наибольшим спросом пользуются одежда (ее выбирают 45% респондентов) и обувь (39%). Причем на Дальнем Востоке китайские товары уверенно вытесняют все остальные.
15–18% россиян регулярно приобретают текстиль, детские игрушки и китайскую бытовую технику.
Китайские товары для развлечений, в том числе фейерверки, бытовую химию, продукты питания, покупают 6–9% жителей РФ, парфюмерию, предметы личной гигиены, автомобили, мотоциклы, мопеды – 3% россиян.
Как отмечают социологи, большинство покупателей товаров китайского производства привлекает низкая стоимость, большой ассортимент продукции (28%) и широкая география распространения (19%).
На отсутствие аналогичных товаров других стран-производителей ссылаются 10% покупателей, на привлекательный внешний вид китайских товаров – 6%, на высокое качество – лишь 1%.
Наличие большого ассортимента таких товаров отмечают чаще всего в Москве и Санкт-Петербурге (45%), реже всего в малых городах (17%). При этом каждый четвертый (26%) житель малых городов отмечает, что сделанные в Китае товары продают у них «на каждом шагу».
Между тем товарооборот Китая с Россией растет и структурируется из года в год. Так, если в первом полугодии 2006 года Россия имела уверенное положительно сальдо с КНР (8,5 млрд долларов экспорта против 5,5 млрд импорта), то за аналогичный период этого года мы продаем на 3 млрд меньше, чем закупаем.
За первые 6 месяцев 2007 года Россия стала лидером по импорту автомобилей из Китая, его объемы увеличились пятикратно. Недоверие к китайским машинам у российских покупателей снизилось, поскольку соотношение цены и качества оказалось более приемлемым в сравнении с отечественным автопромом.
От ширпотреба китайцы постепенно переходят к поставке высокотехнологичной продукции. Кстати, 63% респондента, опрошенных ВЦИОМом, считают, что Россия для Китая является прежде всего емким рынком сбыта собственной продукции.
Это, по мнению экспертов ВЦИОМа, указывает на тревожную тенденцию: если китайская экономическая экспансия и дальше будет развиваться такими быстрыми темпами, россияне останутся без альтернативы, а на полках магазинов не будет ничего, кроме низкокачественных, а порой и опасных для здоровья товаров из Китая.