В 1992-1993 годах Организация Договора о коллективной безопасности была основана для трансформации советской единой системы обороны в новую структуру, призванную объединить вооруженные силы бывших республик СССР в рамках общих принципов Содружества Независимых Государств. С одной стороны, нахождение почти всех членов СНГ в этом альянсе было гарантом предотвращения расширения НАТО, с другой – его появление отвечало разраставшейся угрозе терроризма на южных рубежах Содружества.
В 1999 году ОДКБ испытала первый серьезный свой кризис – ряды организации одновременно покинули Азербайджан, Грузия и Узбекистан. Впоследствии Узбекистан еще раз войдет в 2006-м и выйдет в 2012-м. В первую очередь все эти входы-выходы обосновываются невозможностью нахождения конфликтующих между собой государств в рамках одного военного альянса. Так, интересам Азербайджана не отвечало состоять в одной организации с Арменией, у Узбекистана традиционно имелись противоречия сразу с тремя членами: Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.
Некоторые страны сочли невыгодным членство в ОДКБ в рамках своей многовекторной политики. В конце концов, для Азербайджана стало приоритетным строительство армии по натовскому образцу при помощи Турции. Грузия покинула ряды альянса из-за своих напряженных отношений с Россией и желания интегрироваться в НАТО. Примечательно, что в 1999 году была также создана организация ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия), как противовес ОДКБ. Таким образом, первая волна выходов из организации обнажила проблему отсутствия коллективного духа и несоответствия внешнеполитических интересов между странами-членами.
Следующим серьезным испытанием для военной интеграции оставшихся шести стран стала «Молочная война» в 2009-м, в результате которой Белоруссия временно саботировала создание Коллективных сил оперативного реагирования. Примечательно, что ныне активно поддерживающий миротворческую операцию в Казахстане Лукашенко еще в августе 2009 года заявлял: «Почему мои люди должны сражаться в Казахстане? Матери спросят меня, почему я отправил их сыновей воевать так далеко от Беларуси. Для чего? За единый энергетический рынок? Это не то, от чего зависит жизнь». В этот же период руководство Белоруссии предпринимало меры по сближению с Евросоюзом.
Первый раз напрямую о неэффективности ОДКБ заговорили в ходе событий в Киргизии в 2010 году. Возникший в ходе апрельской революции вакуум власти привел к ожесточенным столкновениям киргизов и узбеков на юге страны, что вынудило власти Киргизии обратиться за помощью к России и ОДКБ. Однако тогда просьба была отклонена ОДКБ. Тогда некоторые эксперты посчитали, что тем самым Россия упустила свой шанс продемонстрировать себя миротворцем и получить рычаги давления на американскую авиабазу в бишкекском аэропорту Манас. В прошлом году критика в адрес ОДКБ звучала из Армении за невмешателство в ситуцию в Карабахе в период столкновений с Азербайджаном в 2020-2021 годах.
За период своей истории ОДКБ не раз испытывала сложности с военно-политической интеграцией стран альянса – позиции членов ОДКБ на те или иные конфликты часто оказывались противоположными. Однако даже в подобных условиях у ОДКБ остаются преимущества. По-прежнему у стран Средней Азии есть возможности привлечения модернизированных частей армии России для защиты своих рубежей от потенциального вторжения террористов или усиления наркотрафика. Между странами альянса налажен информационный обмен в сфере безопасности. Более того, членство в ОДКБ предлагает широкий ассортимент качественного российского вооружения по ценам ниже стандартных экспортных.
Последняя операция ОДКБ в Казахстане выявила новую функцию военного блока, которая может мотивировать союзников России более тесно сотрудничать в сфере безопасности – борьба с госпереворотами. Хотя соединения России, Белоруссии, Армении, Таджикистана и Киргизии и не принимали непосредствоенного участия в наведении порядка, им удалось оказать значительную помощь Казахстану в защите ключевой инфраструктуры страны. Тем самым была облегчена работа местных силовиков – и контроль над страной вернулся быстрее, чем мог бы.
Оперативная реакция на нестабильность в Казахстане существенно повысила имидж ОДКБ как институциональной структуры, поскольку ее члены проявили единогласие по данному вопросу и доказали способность выполнять оборонные задачи на практике. По сути, речь идет о переформировании ОДКБ в некий консервативный союз государств постсоветского пространства. Можно провести аналогии со Священным союзом России, Пруссии и Австрии, который был создан после победы над наполеоновской Францией для предотвращения революционных и антимонархических выступлений в Европе.
Для Священного союза было важно не допустить повторения сценария Французской революции, которая привела Европу к череде крупномасштабных конфликтов и опасных социально-экономических преобразований. В контексте ОДКБ таким антиподом является постмайданная Украина и в целом оранжевые революции на постсоветском пространстве. Контрреволюционный потенциал ОДКБ может, в частности, привлечь к более активному сотрудничеству Белоруссию и Киргизию.
Определенные поводы для беспокойства есть и у властей Таджикистана, где даже спустя 25 лет после кровопролитной гражданской войны в повседневной жизни сохраняется напряженность. Так, еще в ноябре 2021 года в Горно-Бадахшанской автономной области прошли столкновения. У властей Таджикистана есть также поводы беспокоиться по поводу религиозного экстремизма. Особенно если учитывать недавнюю победу «Талибана*» в приграничном Афганистане, в котором также состоят местные таджики.
Поэтому для Душанбе дальнейшее нахождение в ОДКБ жизненно необходимо. Позитивным моментом миротворческой операции ОДКБ в Казахстане является то, что объединенные силы покинули республику в кратчайшие сроки после выполнения поставленных задач. Благодаря этому, в информационной среде не остается каких-либо предположений, что действия ОДКБ в регионе являются элементом «российской экспансии» и вмешательством во внутренние дела суверенных государств.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ