Происходящее в Белоруссии давно квалифицировано и белорусскими, и российскими политологами, как цветная революция, или, проще говоря, Майдан. Сомнений нет: в Белоруссии повторяется украинский сценарий, что не скрывают и сами лидеры протеста, откровенно снимая пункты своей программы с украинских образцов. Тут и «выход из интеграционных образований, где доминирует Россия», и «запрет пророссийских организаций», и «возвращение белорусскому языку статуса единственного государственного».
В общем, всё то же самое, что и во времена украинского Майдана – и вроде вся постмайданная украинская ситуация прошла у нас перед глазами, и все осведомлены о последствиях. А люди всё равно выходят на улицы, создают живые цепи и протестуют, требуя перемен. Парадокс? Недальновидность? Самоубийственная близорукость?
Многие доводы противников белорусского Майдана вполне рациональны, и всё действительно происходит, как под копирку с аналогичных украинских событий. Но факт остается фактом, протест имеет место, он нарастает, люди выходят, и что с этим делать – похоже, те, кому это поручено, не вполне себе представляют, несмотря на то, что время подготовиться, в общем-то, было.
Та движущая сила, которая заставляет людей протестовать, разрушая свое государство в угоду западным глобалистским стратегам, так и остается для политтехнологов, в спешном порядке брошенных на тушение очередного пожара у наших границ, загадкой. Вернее, они-то вам скажут, что всё себе прекрасно представляют. Надо просто увеличить бюджеты, усилить медийное воздействие, накинуть еще на Telegram, давить пиаром, одновременно запугивать, грозить социальным коллапсом и красочно расписывать все прелести стабильности. Это всё так – и надо это делать, и надо было делать все прошедшие с момента разрушения СССР почти тридцать лет, но что-то подсказывает, что этого явно недостаточно.
Ведь к кому-то обращены вот эти программные заявления: «выход из «Союзного государства», Евразийского союза, Таможенного союза», «осуществление пограничного и таможенного контроля на границе с Россией», а также вступление Белоруссии в НАТО и ЕС, ну и кружевные трусики каждому, разумеется. И кто-то их поддерживает. Причем эти «кто-то» поддерживают их активно, выходя на улицы и рискуя собой, жертвуя той самой стабильностью. Значит, есть что-то, что для них выше стабильности, дороже спокойствия и благополучия, то, за что они готовы идти под дубинки ОМОНа, дышать слезоточивым газом, а некоторые и бросать «коктейли Молотова».
У нас явно недооценивают такие категории, как духовные ценности, мировоззрение, идентичность, идея, идеология. Причем делают это сознательно. Потому что как только ты признаешь эти категории в качестве данности, ситуация тут же резко осложняется.
Тут уже накидыванием бюджета на Telegram не обойдешься, ибо в ход идет (сейчас будет много сложных слов, но ненадолго) ноомахия – войны ума, оперировать необходимо эпистемами, опираться на три парадигмы – Премодерн, Модерн, Постмодерн. А также представлять себе, что такое Логос, в чем разница между Логосом Аполлона, Логосом Диониса и Логосом Кибелы.
Вам уже стало дурно? Человеческая психика имеет защитные функции, и когда сталкивается с чем-то для себя опасным (а непонятное всегда кажется опасным) – она закрывается, отключает восприятие, вплоть до жесткого и агрессивного отрицания. То есть если человеку что-то непонятно, то естественная реакция – отвергнуть это. Заставить себя понять – это требует, во-первых, серьезного волевого усилия, во-вторых – ума. А это всегда сложно и не всем вообще дано.
Куда проще действовать понятными, давно усвоенными методами. Есть же простые и прежде действенные методы и подходы. Например, PR – это мы знаем из 1990-х. Нанимаешь пиарщиков, при этом денег лучше не жалеть, а то пиарщики обидятся и будут работать плохо. Это как экономить на здоровье, недоплачивая врачам. СМИ – тоже всё ясно, нужно заплатить копирайтерам, которые напишут по тезисам, а потом устроить «размещалово». Денег тоже лучше не жалеть, сейчас не до шуток. А из новых фишек – Telegram-каналы. Это вообще только для продвинутых, а на «той стороне» люди явно продвинутые, поэтому тут особый подход и бюджеты тоже особые, здесь об экономии вообще речи быть не может.
Остается вопрос: а что писать, с каким контентом работать, что двигать в «телеге»? Да это вообще не вопрос, братан, интернет в помощь, там есть всё, забивай нужный запрос, дальше совсем просто: Ctrl+Insert, Shift+Insert – это для продвинутых, а так – правка / вырезать, правка / вставить. Вот и вся премудрость. Конечно, всё так, в интернете есть всё, и даже ноомахия, и про эпистему, и про три парадигмы, и про Логосы – всё это тоже есть, но тут включаются защитные свойства психики. Простое и понятное брать, сложное и непонятное – отбрасывать.
Ну, действительно, кто полезет читать Ноомахию, если бюджеты уже пришли и всё очень горячо и очень срочно. Хорошо, статью в Википедии про постмодерн еще можно пробежать, что-то где-то каждый об этом уже более-менее слышал, статью про эпистему Фуко – сложнее, написана тяжелым философским языком. Да и времени действительно нет. Хорошо, когда в ход идет хотя бы геополитическая логика. Ведь выход из интеграционных проектов с участием России и вступление в ЕС и НАТО – это уже чистая геополитика, к ней-то уже привыкли, первые лица оперируют этим термином, здесь-то хоть надо не подкачать. Какая там уже эпистема, парадигмы и Логосы.
А вот наши западные партнеры не гнушаются. И методички их не за бюджеты пишутся, Cut & Paste. Точнее, денег они, конечно, тоже не жалеют, но со всей своей англосаксонской диурнической логикой они идут от начала – от Идеи. Сначала философия – развитие западной Мысли – от пресократиков к Платону и Аристотелю, через сомнение к схоластике, реформация, там Декарт с его «Богом как первопричиной» к субъектно-объектной паре и дальше выход в Модерн, постановка под сомнение Традиции, дальше Кант и Гегель, отрицание Традиции, прогрессизм, позитивизм, материализм. Это столетия развития западной мысли. Либерализм – как кульминация Модерна. Но дальше – интереснее.
Дальше сомнение в Модерне и переход к Постмодерну. Здесь уже корень всех современных технологий: ризома Делеза, Бодрияр, отчуждение и атомизация, сети и сетевое общество, адаптированные в технологии – сетевые войны, soft-power, smart-power. А вот уже потом, когда всё это технологическое великолепие правильно оформлено и упаковано – появляется методичка. Да, та самая. Там и дальше есть – объектно-ориентированная онтология, искусственный интеллект, мутанты, клоны, киборги. Но это пока в стати проработки, это еще не технологии, а только первое приближение. Нас же интересует та самая методичка.
Она есть продукт развития западной мысли. Западной, Карл! Тот, кто взял ее в руки, взял ее вместе с западной эпистемой – своего рода ценностным, парадигмальным языком, на котором мыслит, говорит и действует Запад. Он взял ее с ценностной основой и идеей существования (Запада), которая утверждается не как западная, а как универсальная, то есть глобальная, для всех. Она сформулирована, так же хорошо упакована и даже уже продвинута на рынок. Уже проведены маркетинговые исследования, созданы дилерские центры, сети по продвижению, реклама – и люди уже ее берут. Хорошо берут.
Ведь Идея для Запада – это товар. Ценности – это товар. Не просто прими их. Купи. Только тогда ты воспримешь их не как спам, а как то, за что ты заплатил, то есть как действительно ценность. Эта система ценностей не только вписана в многовековой интеллектуальный смысловой контекст, она реализована, наглядна, закончена. В ней, как и во всяком законченном мировоззрении, есть ответы на все вопросы. Если ты ее купил, воспринял, она стала твоей – ты стал ее носителем и ретранслятором, в этот момент она уже и есть ты.
В этой смысловой парадигме и развивается наше общество, всё постсоветское пространство, постсоветская постлиберальная Россия, постсоветская квазисоветистская Белоруссия, вся постсоветская элита, культура, а массы покорно, вслед за элитами, становятся ее носителями. Носителями западной эпистемы. Они тоже, как и вы, господа белорусские (российские, украинские, молдавские, далее по списку, нужное подчеркнуть) чиновники, принимают западную ценностную смысловую парадигму. Но только делают это не за бабки, как вы, и не за власть, а искренне, незатейливо, более кондово и примитивно, но при этом более просто и одержимо.Они думают, что это всерьез, они думают, что это и есть ценности, что других нет, а значит, что это и есть они сами. Для них всё, к чему апеллируют методички – понятно и естественно. Поколение носителей советской эпистемы уходит, а на их место идут носители новой, западной эпистемы. Это они стоят напротив щитов ОМОНа в Минске. Вам уже кажется, что всё безнадежно и выхода нет, как и нет нашей, альтернативной смысловой парадигмы, нашей мысли, нашей, не западной, эпистемы. Есть. Но это уже совсем другая история.