Украинские СМИ обошли кошмарные снимки из отделения гнойной хирургии одесской Городской клинической больницы №1. На них видно, что тяжелобольные, обмороженные люди вынуждены лежать из-за нехватки мест на полу или по двое на одной койке. В палате, которая рассчитана на 9 койко-мест, находятся сразу 14 человек – потому что второе отделение гнойной хирургии, расположенное в другой одесской больнице, было закрыто властями на неопределенный срок. Несмотря на то, что местные медики предупреждали чиновников о пике обморожений, который всегда приходится на зимний период.
Конечно, эти фотографии шокировали украинцев – однако нельзя сказать, что они вызвали у них сильное удивление. Жители страны победившего достоинства сообщают о том, что подобное положение дел является достаточно обычным для многих клиник. Даже в столице, в киевской Больнице скорой помощи, пациенты нередко лежат из-за нехватки мест в коридорах, а в провинции ситуация обстоит еще хуже и поступивших больных нередко отправляют домой, потому что их попросту негде госпитализировать. При этом власти планируют масштабное сокращение медицинских учреждений ради политики экономии – что уже привело к серии митингов протеста в разных регионах страны.
Катастрофическая ситуация в Одессе в очередной раз продемонстрировала зримые результаты «медицинской реформы», которая уже несколько лет проводится на Украине под руководством исполняющей обязанности здравоохранения Ульяны Супрун. Эта одиозная чиновница прожила всю жизнь в США, получив воспитание в националистических кругах украинской диаспоры. В детстве она была активисткой патриотической организации «Пласт» и ходила в «украинскую» церковь, а после начала Евромайдана основала в Киеве волонтерскую организацию «Защита патриотов», которая проводила тренинги тактической медицины по стандартам НАТО.
Как результат в 2015 году президент Петр Порошенко предоставил Ульяне Супрун украинское гражданство, чтобы уже вскоре выдвинуть ее на министерский пост – несмотря на то, что самые далекие от политики медики выражали сомнение в том, что она адекватно представляет себе принципы работы системы украинского здравоохранения и социальные реалии украинской жизни.
И действительно – три года министерской карьеры Супрун прошли в режиме сплошного политического скандала, на фоне прогрессирующего развала украинской медицины. По словам известного хирурга-кардиолога, директора Института сердца Бориса Тодурова, с момента ее назначения в работе минздрава доминирует «некомпетентность, преступная безответственность, авантюризм и политика бюджетной экономии». Причем эти честные слова вызвали гневную реакцию со стороны поддерживающих Супрун праворадикалов из нацистской группировки С14, которые даже попытались осуществить в декабре рейдерский захват Института сердца – попытавшись силой сместить Тодурова со своей должности.
Исполняющая обязанности министра предлагает украинцам лечебный курс национализма – на своей странице в Фейсбуке она регулярно пишет панегирики Степану Бандере, а также инвективы в адрес «ватников», россиян и советских «большевиков». Кроме того, Супрун любит раздавать там ценные советы своим новым согражданам. К примеру, на днях она на полном серьезе посоветовала отказаться от потребления черной икры, заменив ее красной икрой лососевых рыб – что было воспринято нищими украинцами как изощренное издевательство со стороны американской миллионерши.
Медицинская реформа, которую предложила Украине Супрун, практически полностью сводится к коммерциализации системы здравоохранения, а также к фактическому отказу от централизованного медицинского обслуживания в пользу так называемых семейных врачей. Большинство медицинских услуг будут платными – украинцам нужно будет в обязательном порядке оплачивать диагностику, консультацию и лабораторные анализы, непосредственную медицинскую помощь, уход за больным на дому, роды и многие другие услуги, которые сейчас пока еще можно получить бесплатно или за умеренный магарыч.
Предполагается, что часть этих расходов покроет обязательная медицинская страховка. Однако она с очевидностью будет недостаточной для полноценной оплаты лечения. И в результате миллионы людей могут оказаться без медицинской помощи – как это, собственно, и произошло на родине Супрун в США.
«Этот проект приведет к закрытию больниц. Реформа приведет к увеличению смертности, к тому, что у людей не будет денег на лечение. То есть на всё у людей деньги возьмут из карманов. В этом законе не предусмотрено повышение заработных плат врачам, также не прописан конкретный план, который сделает медицину доступной и качественной. Из врачей создают предпринимателей. То есть врач, глядя на пациента, будет думать, сколько и где он должен заработать, чтобы выжить.
То, что правительство называет реформой, приведет к закрытию больниц, к сокращению врачей и к недоступности для людей высокопрофессиональной и качественной медицинской помощи – лечение инфарктов, инсультов, реабилитация, замена суставов, операции на глазах и всего того, что никогда не сделает семейный врач», – предупреждает украинцев о будущем глава парламентского комитета здравоохранения, народный депутат Ольга Богомолец.
Первые попытки реализации этих планов уже привели к системному кризису. «Как показывает практика, большинство заболевших украинцев остаются один на один с болезнью и попросту не знают, что им делать. В рамках медицинской реформы семейные врачи перестали ездить по вызовам на дом. Получить консультацию пациент может или по телефону, или явившись на личный прием в поликлинику. Но далеко не все в состоянии высидеть в очереди к доктору с температурой под 40. Скорая помощь «по пустякам», скажем, на высокую температуру, также перестала выезжать. В итоге люди лечатся сами, скупая наобум все известные им препараты в аптеках», – говорит в своем расследовании журналистка Людмила Ксенз.
Впрочем, с поставками вакцин и препаратов тоже возникают постоянные перебои, которые дают повод для слухов о коррупционных схемах в минздраве. Тем более что Ульяна Супрун с большой помпой отказалась от закупки российских лекарств – чисто по идеологическим и политическим причинам, которые, разумеется, не имеют ничего общего с гуманистическими принципами Клятвы Гиппократа.
Естественно, «реформированное» украинское здравоохранение не выдержало проверку эпидемиологической ситуацией, которая возникла на Украине этой зимой – и продолжает усугубляться день ото дня.
«Цифры просто страшные: за первые три недели этого года корью на Украине заболело 8,5 тыс. человек, уже зафиксировано 5 смертей. Для сравнения: 10 лет назад, за весь 2009 год, было зафиксировано 30 случаев заболевания корью (за весь год!) А сколько украинцев должно еще умереть, чтобы до кого-то дошло, что «Доктор Смерть» Супрун надо увольнять?» – пишет об этом политолог Владимир Корнилов.
Увы, но ждать увольнения Супрун по-прежнему не приходится. Конечно, скандал с одесской больницей сразу же привел бы в любой демократической стране к позорной отставке министра здравоохранения. Но все дело в том, что это не столько украинский, сколько американский министр – «белая госпожа» в туземном украинском кабмине. И она остается неприкасаемой для Порошенко и Гройсмана – как символ распиаренной «реформы», которую представляют на Западе в качестве одной из немногочисленных «перемог» Евромайдана.А это будет стоить стране множества потерянных жизней.