Мнения

Андрей Тесля
кандидат философских наук, БФУ им. И. Канта (Калининград)

Специфика Верещагина – в совмещении двух качеств

12 июля 2018, 16:50

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

В это воскресенье в Новой Третьяковке на Крымском валу закрывается выставка Василия Верещагина. Лучшая из всех когда-либо бывших выставок этого художника – и, видимо, лучшая, которую доведется нам увидеть. Разве что через четверть века, к 200-летию, сделают еще более грандиозную, но это уж кому дожить доведется, да и мало ли что вообще будет через 25 лет.

Словом, в нашей жизни велика вероятность, что более полной и качественной выставки Верещагина не случится. А Верещагин, как к нему ни относись, персонаж в истории русского искусства и, быть может, еще более – в истории русской общественной мысли – значительный.

Специфика Верещагина – в совмещении двух качеств. Во-первых, он во многом был не русским художником. Во-вторых, в первую очередь он был ориентирован все-таки именно на русскую аудиторию, в том числе демонстрируя ей свой всемирный успех; например – открывая большую выставку в Петербурге уже после того, как о ней отозвались в зарубежной печати.

Верещагину было хорошо известно, что добиться если не признания, то устойчивого внимания можно в том случае, если наблюдатель осознает, что не является инстанцией признания и вынужден лишь оценивать то, что знает как признанное иными.

Живописный язык Верещагина сформировался в период его учебы у знаменитого французского ориенталиста Жерома. И ряд наиболее известных работ Верещагина напрямую отсылают к работам учителя, начиная с «Дверей Тимура» (1872) и «У дверей мечети» (1873), имеющих в качестве прототипа (и одновременно прототипа «Представляют трофеи», 1872) «Головы бунтовщиков» Жерома.

Интернационализм как художественного языка, так и сюжетов (от туркестанских до индийских) делает Верещагина международным художником. Его первая большая выставка открывается в 1873 г. в Лондоне, в Хрустальном дворце.

В художественной карьере Верещагина больших заграничных выставок будет в два раза больше, чем отечественных, а русскую публику он будет изумлять непривычностью как живописи и оформления выставочных залов, так и способа преподносить себя аудитории.

Верещагина часто называли плохим живописцем, а молодой и склонный низвергать прежние авторитеты (чтобы воздвигнуть на их месте более древние) Александр Бенуа – и вовсе отказывал ему в праве считаться таковым.

Последнее, пожалуй, и верно. И временная перспектива дает возможность точнее поместить Верещагина в истории искусства.

Он и сам не желал быть живописцем среди живописцев – стремясь к созданию «тотального произведения искусства». Так, его принцип сериальности был сознательной борьбой с «Лаокооном» Лессинга, противопоставлением литературы – как фиксирующей время, движение – живописи и скульптуре, фиксирующим мгновение.

Он стремился средствами живописи рассказывать – то есть представлять – динамику вместо схваченного выразительного мгновения. Эффект у зрителя должен был возникать на выставке при переходе от одной картины к другой; само движение наблюдателя вовлекало его в происходящее.

Отсюда, кстати, озабоченность Верещагина нераздельностью коллекций. Впрочем, вполне это получилось только с первой, Туркестанской, целиком приобретенной Третьяковым в 1874 г., и отчасти – с поздней, посвященной войне 1812 года. Но он не ограничивался этим.

Сами выставки обтягивались бордовой тканью, ставился электрический свет (по тем временам нечто невиданное), в залах звучала музыка.

На своей петербургской выставке 1880 г. Верещагин даже пытался устроить оркестр, которым должен был управлять Римский-Корсаков. В последний момент дело расстроилось, но фонограф или, по возможности, фортепьянный аккомпанемент выставке Верещагин старательно создавал. Кстати, со своей второй женой он так и познакомился, пригласив в свое американское турне кого-нибудь из московской филармонии. На предложение откликнулась Лидия Васильевна Андреевская, к возвращению из поездки беременная сыном живописца...

Целостное произведение искусства не ограничивалось новыми способами экспозиции. Верещагин помещал в центр изображение, иного трудно было бы ждать от художника. Но вместе с тем сопровождал выставки каталогами, в которых описывал свои картины, объяснял сюжеты и обстоятельства, писал повести и очерки.

В других случаях – само отсутствие картины становилось художественным событием.

Когда в 1874 г. Верещагин в ответ на обвинения в непатриотичности уничтожает три полотна из Туркестанского цикла, включая знаменитого «Забытого», то не только фотографические снимки с них оказываются популярны, но и в экспозиции у Третьякова они размещаются среди сохранившихся картин – внутри рам, воспроизводящих размеры уничтоженных оригиналов.

Верещагин украшал свои выставки разнообразными экспонатами, рифмующимися с изображенными на картинах. Зритель оказывался между восточными коврами, оружием, кофейниками, пиками и отрубленными головами на картинах.

В Новой Третьяковке старательно воспроизвели этот эффект, привезя из Эрмитажа, например, двери мавзолея Гур-Эмир и поставив в центр зала резную колонну – одну из тех, что изображена у Верещагина.

Но главное, о чем напоминает выставка, – что Верещагин даже теперь способен производить сильный эффект.

Он был именно эффектным художником. В первую очередь умеющим задевать чувства, вызывать и восхищение, и беспокойство, и возмущение, но в любом случае – сильную эмоцию, вплоть до отрицания его художественного дарования. И лучше всего он умел это делать в русском контексте, понимая, что именно оказывается «болевыми местами», играя на неоднозначности, побуждая публику занимать позиции, которые раз за разом оказывались ее проекциями.

А что же сам автор?

А Верещагин неизменно «ускользал», демонстрируя созданное, собранную экспозицию, открывая возможность прочитывать как угодно.

Так, скандальные «три казни»: распятие, казнь сипаев в Индии британцами и казнь первомартовцев – можно было прочесть и как приравнивание сипаев и народовольцев ко Христу, и как повествование об уделе человеческом, и о неизбывной человеческой жестокости, и как евангельскую историю о том, кем в глазах большинства был распинаемый и т. д.

Варварский Восток оказывался не только жестоким и прекрасным, но одновременно и обыденным. И в то же время парадоксально уравненным с европейскими завоевателями.

«Белый человек» оказывался жертвой, отрубленные головы европейцев лежали перед местным владыкой или на пиках декорировали площадь. И здесь уже, в отдалении, становилось непонятно, чьи именно головы насажены на пики: европейцев, местных, подданных или врагов. «Удача» и «неудача» спокойствием уравнивала обе стороны нейтральностью взгляда. А эмоция возникала от подчеркнутого отстранения.

Тем любопытнее, что уже близкие по времени к Верещагину авторы обвиняли его в «фотографизме». И этот упрек еще проще повторить сейчас, забывая о том, что в то время предметом фотографии становилось относительно неподвижное: групповой снимок, портрет, позирующий воин. Там, где персонаж может спокойно устроиться, а фотограф – выставить свой аппарат и произвести запечатление.

Напротив, предметом живописного изображения баталиста оказывалось ускользающее: от бытовой сценки до атаки. Мгновенное. То, что неспособна была ухватить фотографическая пластинка.

Живопись и фотография как искусство мимолетного и искусство статичного вновь напоминают нам, сколь быстро меняется «само собой разумеющееся», каждый раз предстающее как бывшее «всегда».

А то, что успех Верещагина не был связан лишь с этими меняющимися техническими подробностями – удостоверяет нынешняя выставка: хорошо поставленный свет, эффектные серии, музейные экспонаты, негромкая музыка, объемный каталог с обстоятельными статьями, встречающий на входе «Апофеоз войны», Балканский цикл как кульминация.

Устроители бережно и вдумчиво повторили рецепты автора и добились сходного результата. Старый мастер эффектов знал свое дело, даже умереть сумев в точном соответствии с собственной эстетикой.

Вам может быть интересно

При взрыве машины на юге Москвы погибли два сотрудника ДПС и еще один человек
Темы дня

СВО ускорила процесс обновления элит в России

Подготовке кадров для государственной службы в России уделяется первостепенное значение. В стране действует ряд программ, каждая из которых решает конкретную управленческую задачу. Так, проект «Время героев» открывает путь в политику ветеранам СВО, «Школа губернаторов» готовит региональных руководителей, а конкурс «Лидеры России» формирует кадровый резерв для ключевых позиций в государстве и бизнесе.

Вэнс раскрыл ложь Зеленского из лучших побуждений

Вице-президент США Джей Ди Вэнс раскрыл всему миру страшный секрет украинских властей о реальных перспективах ВСУ в Донбассе. Этим он нанес Киеву серьезный политический ущерб и разоблачил ложь Владимира Зеленского. Зачем это Вэнсу?

Военкор Коц: ВС России отрезают Украину от Черного моря

В Госдуме отреагировали на жалобы WhatsApp

Эксперт объяснил увеличение количества волков в России

Новости

Захарова пошутила про регистрацию Собчак в Max

Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова шуткой прокомментировала регистрацию журналистки Ксении Собчак в российском мессенджере Max.

Полиция Подмосковья нашла перевозивших детей в курьерских сумках мужчин

Двое граждан одного из государств Средней Азии были доставлены в полицию в Подмосковье за то, что перевозили детей в курьерских сумках на электровелосипедах, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Суд в Москве арестовал счета Чубайса по иску «Роснано»

Счета Анатолия Чубайса почти на 11,9 млрд рублей заблокированы по иску «Роснано», говорится в решении Арбитражного суда Москвы.

Небензя обвинил США в «ковбойском» акте агрессии против Венесуэлы

Незаконно введенная США морская блокада побережья Венесуэлы представляет собой акт агрессии и противоречит основным нормам международного права, заявил постпред России при ООН Василий Небензя.

Названа возможная причина крушения самолета с начальником генштаба Ливии

Причиной крушения самолета Falcon 50, на борту которого был начальник генштаба армии Ливии Мухаммед аль-Хаддад, могли стать перебои в работе электросистемы, сообщает Al Hadath.

При взрыве машины на юге Москвы погибли два сотрудника ДПС и еще один человек

В ночь на среду сотрудники ДПС на улице Елецкой в столице увидели подозрительного человека у служебного автомобиля полиции, когда они подошли ближе, сдетонировало взрывное устройство, сообщили в Следственном комитете России.

Директор ЧАЭС заявил об угрозе разрушения саркофага

Директор Чернобыльской АЭС Сергей Тараканов заявил, что саркофаг этой атомной электростанции может разрушиться при новом ударе.

Путин поздравил Алиева с днем рождения

Президент России Владимир Путин поздравил лидера Азербайджана Ильхама Алиева с днем рождения и выразил уверенность в укреплении стратегического партнерства между двумя странами, сообщили в Кремле.

Верховный суд заявил о судебной ошибке в деле Долиной

Рассмотрение дела о продаже квартиры Ларисой Долиной завершилось отказом в удовлетворении исков певицы на основании ошибки предыдущих судов.

Дмитриев пошутил о запрете на въезд в США для фон дер Ляйен

Спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, глава РФПИ Кирилл Дмитриев иронично прокомментировал новые визовые ограничения США против ряда иностранных активистов из-за цензуры американских платформ.

Медведев назвал власти Украины духовными потомками бандеровского режима

Современное руководство Украины продолжает придерживаться тех же подходов, что и бандеровский режим, сохраняя преемственность методов и взглядов, заявил зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев.

Блогер Ковальчук подала в суд на телеведущую Малышеву

Специализирующаяся на семинарах для желающих похудеть блогер Алена Ковальчук оспаривает права на товарный знак «Сбрось лишнее», которые в 2013 году оформила телеведущая Елена Малышева, следует из судебных материалов.
Мнения

Ольга Андреева: Русский народ возвращается

Советская этнография была вынуждена выполнять политический госзаказ – показывать процветание колхозных деревень и национальное многообразие СССР. Само словосочетание «русский народ» воспринималось как подозрительно шовинистическое.

Сергей Худиев: Как санкции оборачиваются против тех, кто их вводит

История говорит о том, что следование правильным принципам создает успех, успех порождает гордыню, гордыня ведет к забвению принципов, а это забвение ведет к провалу. Это про Запад вообще и про санкции против российских ученых в частности.

Игорь Мальцев: В России нет «потерянных» поколений

В критических условиях в молодежи проявляются лучшие черты русского характера. Какое «потерянное поколение»? Какое по счету? Пустые это разговоры.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов