Врио председателя Общественной палаты Республики Крым Александр Форманчук рассказал, что ученые нашли способ обеспечить полуостров водой и предоставили соответствующие исследования. Так, они предлагают использовать субмаринные источники пресной воды, которые находятся на шельфе омывающих полуостров морей.
«Есть такое понятие: интрузия (приток) пресных вод, которые разгружаются ко дну моря. Но вот эта вода идет с полуострова, ее можно и на берегу изымать – рыть скважины и качать воду, потому что поток направлен именно в сторону моря. Да, эти воды разгружаются именно в шельфе. Также происходит отжатие поровых (подземных) вод или поровых растворов тонкодисперсных отложений и так далее. Все это возможно, но мы не знаем примерный объем, который можно оттуда прихватить. Если мы возьмем слишком много воды из субмаринных источников, то ее попросту не будет там», – говорит Медовар.
Ученый также подчеркивает, что даже если забрать весь дозволенный объем этой пресной воды, она не решит проблему Крыма. Он убежден, что единственный способ обеспечить полуостров – это пустить воду по Северо-Крымскому каналу с Каховского водохранилища.
Ранее специалисты предлагали другой способ – ковшовый водозабор, напоминает собеседник, но это слишком дорого. К тому же он не понимает, зачем брать ковшовый водозабор, если авторы проекта боятся, что придет шуга (мелкий рыхлый лед). Для решения этой проблемы ученый предлагает коллегам поставить посередине трубу и спокойно забирать воду.
«Но тогда они прокачают воду, соответственно, ниже по течению народ где-то получит эту воду, но ее откуда брать-то дальше? Течет река, мы половину ее заберем, что останется внизу? Мы просто повторим ситуацию с Аральским морем», – опасается старший научный сотрудник.
Напомним, в мае 2009 года результате интенсивного забора воды из основных питающих рек (Амударьи и Сырдарьи) Восточное Аральское море полностью высохло. В 2018 году российский космонавт Антон Шкаплеров опубликовал в Сети его снимок с земной орбиты.
«Северо-Крымский канал как раз был создан для того, чтобы спасти Крым, не иссушить ближние водоемы и забирать воду из Днепра – там-то ее много. 80% водообеспечения проходило по каналу, и всего 20% – это внутренний резерв. И теперь все из этих 20% хотят получить 100%. Каким образом?» – задается вопросом Медовар.
Поверхностные и подземные воды работают в единой системе, объясняет ученый. Если люди начнут выкачивать подземные воды, которые разгружаются в реки, то произойдет ущерб речному стоку. Дело в том, что в летнюю и зимнюю межень (низкий уровень воды в водоеме) поверхностный водоток реки существует за счет питания подземных вод, а их намереваются нещадно эксплуатировать. В результате вырастет воронка депрессии (пониженная часть свободной или напорной поверхности подземных вод, обусловленная откачкой подземной воды), которая дойдет до реки, которая из-за нее не получает воду.
«Если мы начинаем интенсивно использовать поверхностные воды, в них разгрузятся подземные, увеличится приток, и сядет уровень грунтовых вод, а значит, в колодцах воды больше не будет. Вот что произойдет, если чрезмерно использовать поверхностные или подземные воды – все связано и просчитано. Мы должны выйти на оптимальный уровень водоотбора для того, чтобы не посадить всю водную систему. То есть действительно какое-то доступное количество пресной воды есть, но это все слезы. Этого мало», – резюмировал Медовар.
На ежегодной пресс-конференции глава государства Владимир Путин пообещал, что правительство не будет экономить на восстановлении водоснабжения Крыма.
Ранее крымские специалисты предлагали «собирать излишки воды» из рек, впадающих в Черное море, и наполнять ими пустующий Северо-Крымский канал. Медовар объяснил, что такой способ не подходит для обеспечения республики достаточным количеством пресной воды, поскольку это также может привести к иссушению тех водоемов.