«Если господин Чубайс ориентируется на страны ОПЕК, где успешно реализуются подобные инициативы, то надо понимать, что, например, в Объединенных Арабских Эмиратах или Саудовской Аравии на стимулирование перехода на возобновляемые источники энергии выделяются колоссальные денежные средства», – пояснил президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.
«Вместо того, чтобы наладить производственную составляющую, увеличить экспорт, например, тех же самых солнечных панелей, происходит следующая схема – мы ничего не сделали с экономической точки зрения, но требуем либо ограничения, либо стимулирования», – добавил эксперт.
«Если бы у нас нормально наращивался экспорт, не только в Киргизию, как это происходит сейчас, а в мировом масштабе, и Россия была бы крупнейшим производителем хотя бы тех же самых панелей, то в налоге была бы хоть какая-то логика, как в ситуации с нефтью», – подчеркнул Абзалов.
По его словам, для того, чтобы наладить полноценное производство возобновляемых элементов, будь то ветряки или солнечные станции, у России было много возможностей – и долговременное субсидирование на фоне ослабления рубля, и возможности развернуть производство, например, в странах Таможенного союза.
«Время прошло много, однако никто производственную составляющую не создал. И тем более не стал в этом сегменте лидером рынка. А сейчас пытаться сделать то же самое через запретительную схему, будет шагом более чем сомнительным», – констатировал собеседник.
«Я очень сомневаюсь, что обыватели будут счастливы, узнав о том, что у них появилось дополнительное налоговое бремя. Надо учитывать, что на многих территориях России в принципе сложно наладить работу возобновляемых источников энергии. Зачем солнечные панели, например, за Полярным кругом? Проблем в этой сфере много и сомневаюсь, что в этой ситуации предлагать вводить налоговую составляющую это отличная идея», – подчеркнул Абзалов.
При этом эксперт отметил необходимость увеличения доли возобновляемой энергии в энергобалансе страны.
«Это нормальный процесс, с этим никто не спорит. Но он должен проходить спокойно, без рывков и, что самое главное, безболезненно для населения, которое и так не понимает, почему постоянно повышается тот же НДС. А тут еще какой-то углеродный налог, который встанет в один ряд с транспортным сбором и акцизами», – заметил президент Центра стратегических коммуникаций.
«Как к этому отнесутся граждане и промышленность – вопрос открытый. Если предприятия могут включить этот налог в стоимость товаров, то для граждан это будет прямое изымание денежных средств из их кармана», – сказал эксперт.
«И как будет администрироваться этот налог – тоже непонятно. По идее, средства должны направляться на развитие производства возобновляемых источников энергии, но как это будет технически работать на практике, сегодня – не очень понятно», – резюмировал Абзалов.
Ввести углеродный налог, который будет стимулировать промышленников снижать выбросы СО2, предложил председатель правления УК «Роснано» Анатолий Чубайс в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, Чубайс отметил, что постановление кабмина в рамках подготовки к ратификации Парижского соглашения по климату предусматривает создание в России системы государственного учета объемов выбросов.
Ранее Чубайс упрекал Россию в «энергорасточительности» и призывал ввести социальную «норму электропотребления» – 300 кВт на семью.
Газета ВЗГЛЯД обращала внимание, что у инициативы главы Роснано есть важные недостатки.