«Это раскол, непонимание между двумя позициями. Одна, которую не раз уже озвучивал руководитель КЦМСК Бердиев, другую, которая озвучивалась муфтием Хамхоевым», – сказал руководитель сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Артур Атаев.
Атаев обращает также внимание на то, что в заявлении Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) участие в работе этой организации Хамхоева как муфтия Духовного центра мусульман Ингушетии приостановлено до тех пор, пока руководство этого центра не вернется в рамки шариатских норм поведения и адатов (обычаев) народов Северного Кавказа.
«То есть, по мнению муфтиев, со стороны Хамхоева были нарушены и адаты. Это позволяет говорить о том, что раскол больше, чем раскол, и это заявление больше, чем заявление в контексте прозвучавшей и получившей серьезную огласку в печатных СМИ позиции КЦМСК», – сказал он. Атаев отмечает, что в нынешних условиях уже не актуально создание согласительной комиссии между КЦМСК и Духовным центром мусульман республики Ингушения. «Это, к сожалению, факт, что позиции все больше расходятся. У муфтиев Северного Кавказа есть консолидированное мнение, и это о многом говорит. Фактически на стороне Хамхоева нет ни одного из духовных лидеров Северного Кавказа, это тоже один из моментов, на который я обратил внимание», - отметил политолог.
Как сообщил в понедельник «Интерфакс», Координационный центр мусульман Северного Кавказа по итогам внеочередного заседания совета принял решение вывести из своего состава главу муфтията Ингушетии Ису Хамхоева, пока тот не вернется в рамки шариатских норм.
Как уточнили в координационном центре, это решение принято в связи с продолжением попыток муфтия Хамхоева в угоду личным амбициям втянуть Духовный центр мусульман Ингушетии в противостояние руководству республики.
Как сообщала в декабре газета ВЗГЛЯД, КЦМСК призвал муфтия Ингушетии Ису Хамхоева и «шариатский суд» республики не ставить под вопрос соглашение о границе Ингушетии и Чечни, не обращаться к темам, относящимся «к исключительной компетенции Конституции и законодательства РФ»
6 декабря КС РФ признал соглашение об установлении границы между Ингушетией и Чечней соответствующим Конституции России. В решении КЦМСК, как передает РИА Новости, отмечалось, что шариатский суд в Ингушетии может посреднически решать миром спорные житейские ситуации, а не вопросы регулирования административных границ между субъектами федерации.
Атаев отмечает, что сегодня по факту муфтии Северного Кавказа дорожат отношениями со светской властью, то есть существует некая синергия духовной и светской власти. «Ингушетия - единственный регион, где этого взаимодействия нет. В нынешних условиях необходимо посредничество», – говорит эксперт. Такое посредничество должно быть на федеральном уровне.
«На сегодняшний день очевидно, что Иса Хамхоев опирается на определенные силы и поддержку. Его поддерживает значительная часть имамов, это факт. Даже его противостояние с рядом имамов отошло на второй и даже на третий план. Думаю, нужно какое-то авторитетное влияние на этот процесс на федеральном уровне, чтобы муфтий не имел возможности с помощью религии влиять на политику», – говорит Атаев.
По его мнению, сейчас создается опасный прецедент, «когда духовная власть пытается с помощью своего авторитета лишить статуса руководителя субъекта. Я категорический противник, когда в качестве политического метода используются религиозные мотивы и методы».
«Со стороны духовных лидеров он лишился поддержки однозначно. Я думаю, что на следующее собрание КЦМСК, на следующий какой-либо исламский форум его уже не будут приглашать. Проблема в том, что он остался не один, – заключил Атаев. – Но его формат долго не просуществует. Потому что Ингушетия – не государство, это не субъект международного права, и рано или поздно рядовые члены уммы (общины) из-за того, что муфтий находится в некой религиозной опале, начнут испытывать неудобства. Это факт. Со временем люди раскола должны будут отойти на второй план».