«Это прямой и адекватный ответ» на «список Магнитского», считает вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов, передает ИТАР-ТАСС.
По этому направлению могли бы сколотить обширную коалицию. К инициативе России могут присоединиться другие игроки
По его мнению, в мире достаточно «стран с претензиями» в адрес США в связи с функционированием тюрем ЦРУ в Европе, работой тюрьмы Гуантанамо, где долгое время были разрешены пытки.
«По этому направлению могли бы сколотить обширную коалицию», – заявил эксперт, высказав предположение, что в перспективе к инициативе России «могут присоединиться другие игроки».
Что касается персонального состава списка, то в него, по словам Абзалова, войдут «госслужащие, военные, которые причастны к нарушениям прав человека». По ряду из них уже есть решения американских судов.
При этом, полагает эксперт, «до весны принципиальных изменений в списках не будет», если не будет «враждебных действий» со стороны США. «Чрезмерно пополняться оба списка не будут», – считает политолог.
«России стоит более серьезно относиться к нарушениям прав человека в мире», – отметила в свою очередь генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова. При этом она указала, что «самым злостным нарушителем являются США».
Поэтому, убеждена эксперт, составление Россией списка является «позитивным шагом». Она подтвердила, что в список должны войти «те граждане США, кто причастен к содержанию узников в тюрьме Гуантанамо, к пыткам, к событиям в тюрьме Абу-Грейб, к секретным тюрьмам ЦРУ, к перевозке людей в государства, где пытки не запрещены».
Учитывая, что в нынешнем списке всего 60 человек, можно представить, «какая активная конкуренция может быть» за попадание в него, с иронией заметила Крашенинникова.
Как и Абзалов, она выразила надежду на то, что другие страны «также будут создавать такие списки».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу замглавы МИД России Сергей Рябков сообщил, что в соответствии с принятым в декабре «законом Димы Яковлева» готов перечень американцев, который условно назван «списком Гуантанамо».
«Ответ зеркальной мерой – это не наш выбор. Мы просто вынуждены действовать подобным образом. Но ответственность за подобный поворот лежит на США», – сказал он, напомнив, что так называемая «война списков» – это не метод, которым руководствуется Москва при ведении международных дел.
#{interviewpolit}Дипломат уточнил, что «это путь, который был навязан нам американской неуступчивостью в вопросах, где не должно быть места попыткам нравоучений или какого-то вмешательства во внутренние дела».
«В данном случае (введение «списка Гуантанамо») это не вопрос символики и политического паритета, это вопрос фундаментальный, который касается суверенитета государства. Именно так мы будем к нему подходить», – добавил замглавы МИДа. Как уточняет агентство, черный список появился еще в октябре и содержал поначалу имена лишь 11 человек.
В соответствии с законом черные списки для иностранцев составляет МИД РФ, свои предложения по включению туда конкретных кандидатур в министерство могут направлять уполномоченный по правам человека в России и детский омбудсмен.
В пятницу вечером глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков уточнил, что в «список Гуантанамо» уже включены следователи и судьи, причастные к процессам Виктора Бута и Константина Ярошенко, конгрессмены – авторы «акта Магнитского», а также американцы, нарушившие права усыновленных из России детей.
В начале декабря стало известно, что эксперты среди прочих прочили в черный список Ширу Шейдлин – представительницу американской Фемиды, осудившую на 25 лет тюрьмы россиянина Бута. Теоретически в нем должен оказаться и судья Джед Рейкофф, который председательствовал на процессе Ярошенко.
Напомним, что на базе США на Кубе после сентября 2001 года была создана тюрьма, предназначенная для пленных, захваченных в Афганистане. Официально она известна как Объединенная группа заключения. Этим ведомством в разное время заведовали полковник Адольф МакКуин, полковник Майкл Бумгарнер, полковник Брюс Варго, полковник Донни Л. Томас и многие другие.
Тюремное подразделение входит, в свою очередь, в объединенную оперативную группу «Гуантанамо», которую в последние годы возглавляли генерал-майор армии Джеффри Д. Миллер, контр-адмирал Джеффри Харбисон, контр-адмирал Дэвид Б. Вудз. Теоретически все они могут теперь оказаться в черном списке Москвы.
Как предположила ранее газета «Известия», именно контр-адмирал Харбисон и стал одной из первых жертв «визовой войны», вспыхнувшей между Москвой и Вашингтоном.
Ранее в пятницу стало известно, что Москва еще осенью 2011 года отказала в визе американскому военачальнику Джеффри Харбисону, который в прошлом был начальником Гуантанамо. «Мы уже не пустили какого-то американского генерала, который был командующим базой Гуантанамо», – сказал первый замминистра иностранных дел России Андрей Денисов.
Напомним, 28 декабря президент Владимир Путин подписал федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» – так называемый «закон Димы Яковлева» или «антимагнитский закон».