История создания самолета Су-34
ОКБ Сухого приступило к проектированию данной машины в июне 1986 года. Команду инженеров-конструкторов, работавших над созданием замены фронтовому бомбардировщику Су-24, возглавил Роллан Мартиросов. Прототип получил наименование Т-10В. Он появился в начале 1990 года, а 13 апреля впервые поднялся в воздух. Это была модификация учебно-боевого истребителя Су-27УБ, которой существенно переработали головную часть. Работы велись на базе Новосибирского авиационного завода им. Чкалова.
Весной 1995 года экспортная версия Су-32ФН была представлена на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Это уникальная машина с нетипичным для серии бортовым радиоэлектронным оборудованием, позволявшим заниматься морской разведкой. Но внимание иностранных заказчиков она не привлекла, поэтому было решено сосредоточиться только на разработке основной версии Су-34. В связи со сложной экономической обстановкой в стране и перебоями с финансированием до 2003 года удалось изготовить только шесть предсерийных образцов.
Интересные факты: из-за специфичной формы носовой части фюзеляжа, напоминающей клюв, самолет получил прозвище «Утенок». Такая конструкция позволила расширить кабину и разместить кресла пилотов не друг за другом, а рядом. Благодаря этому летчикам проще общаться и считывать показания приборов. Предусмотрена система кондиционирования и отопления. В кабине есть оборудование для разогрева пищи. Пилоты могут вставать со своих мест, перемещаться по ней и пользоваться биотуалетами во время длительных перелетов.
В 2006 году Минобороны РФ заключило с предприятием госконтракт на поставку 124 самолетов, началось серийное производство. Уже 12 октября в Новосибирске состоялся полет первого Су-34. Во второй половине сентября 2011 года завершились все летные испытания. Через три года данные машины были приняты на вооружение ВВС России. К 2024 году было произведено 147 самолетов, в том числе 22 единицы Су-34М. Из них сформировали одну учебную и девять боевых эскадрилий.
Особенности и преимущества Су-34
В процессе разработки данной модели учитывались современные требования к незаметности боевых самолетов. Поэтому конструкция выполнена из композитных материалов, а также при расчете геометрии пришлось отказаться от аэродинамических гребней. Снижению радиолокационной заметности способствует и приплюснутая форма носовой части. Безопасность пилотов обеспечивает 17-мм бронированная оболочка из титанового сплава. Летчики могут не пользоваться кислородными масками на высотах до 10 км благодаря полной герметичности кабины.
Самолеты способны садиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Дополнительное торможение обеспечивается скрытым в фюзеляже парашютом. Топливные баки расположены равномерно: один – в центроплане и два – в консолях крыла. Предусмотрены возможности дозаправки в воздухе, установки дополнительных баков и их сброса во время полета. Резервуары защищены от воспламенения благодаря изоляции топлива от кислорода. Имеется автоматическая система пожаротушения. Все системы дублированы и экранированы.
Су-34 может контролироваться оператором с земли с помощью системы «СДУ». Автоматика также управляет положением переднего горизонтального оперения, следит за перегрузками и предотвращает потенциальные столкновения при полетах на малых высотах, препятствует снижению в режиме штопора. Встроенная РЛС способна выявлять крупные наземные и воздушные (без стелс-технологий) цели на расстоянии до 250 км, производить идентификацию техники (танков или БМП) на дистанции до 75 км, одновременно сопровождать до 10 объектов.
В случае использования машины для разведывательных целей она оснащается подвесным универсальным контейнером разведки «Сыч». Три его вариации обеспечивают радиотехнический, радиолокационный и оптический сбор данных. Бортовой комплекс РЭБ эффективно подавляет стационарные и мобильные РЛС противника (вероятность точного наведения снижается в 30 раз). За прицеливание отвечает оптическая система «Платан», а подвесной контейнер Damocles позволяет применять управляемые авиабомбы производства стран НАТО.
Технические данные
Экипаж Су-34 состоит из двух пилотов. Длина машины равна 23,3 м. Высота – 6,09 м. Размах крыла составляет 14,7 м, а его площадь – 62 кв. метра. Масса истребителя-бомбардировщика без боекомплекта (только с заряженной авиапушкой) составляет 22,5 тонны. Кроме того, он способен поднять в воздух груз такого же веса, включая 12 100 литров топлива. Стандартная дальность полета равна 4500 км. С дозаправкой – 7000 км. Дистанция боевого применения – 1130 км. Эффективно действует на высоте до 17 км. Конструкция способна выдерживать перегрузки до 9g.
Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двухконтурными двигателями АЛ-31-ФМ1. Каждый из них обеспечивает бесфорсажную тягу до 8250 кгс. В режиме форсажа эти значения увеличиваются до 13 500 кгс. Благодаря им истребитель может развивать скорость до 1400 км/ч на бреющем полете и до 1900 км/ч в обычном режиме. Автономный запуск двигателей осуществляется вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, поэтому Су-34 способен взлетать с неподготовленных аэродромов.
Самолет укомплектован стандартной 30 мм авиационной пушкой ГШ-30-1. На фюзеляже и крыле расположены 12 точек опоры для крепления ракет и бомб разного типа. Для поражения воздушных целей используются ракеты класса «воздух – воздух» Р-27, Р-73 и Р-77 «Вымпел». За уничтожение наземных объектов отвечают ракеты Х-25, Х-29, Х-31, Х-35, Х-38 и Х-59.
Для обеспечения бомбардировки позиций противника используются 17 моделей авиабомб. В их числе: КАБ-500Кр с телевизионным и КАБ-500Л с лазерным наведением, управляемая КАБ-500ОД, фугасная ФАБ-500, планирующая УМПК-250, бетонобойная БЕТАБ-500, кассетная РБК-500 и другие. Для поражения радиолокационных станций применяются ракеты Х-25МП, Х-31П и Х-58. Также на вооружении СУ-34 находятся крылатые ракеты Х-65С, Гром-Э1 и планируется внедрение новейшей Х-50.
Основные модификации и распространение в мире
Помимо базовой модели Су-34, существует экспортная версия Су-32, а также модифицированные Су-34М/Су-34НБО. Программа модернизации «Сыч» завершилась в 2019 году. В ее рамках самолеты были оснащены новой разведывательной аппаратурой (подвесной) и передовыми системами РЭБ. Параллельно был переработан комплекс управления вооружениями и целеполагания. Усовершенствована система связи и бортовая РЛС, расширена номенклатура боеприпасов.
С 2016 года переговоры о поставке Су-32 велись с Алжиром, но стороны не пришли к компромиссу. Только через три года появились сообщения о заключении контракта на продажу модернизированных экспортных Су-34МЭ, производство которых началось в 2021 году. Алжир заинтересовался данной версией после успешного применения самолетов в рамках российской военной операции в Сирии. Запланированы поставки 20 машин. Кроме того, к данной модели проявляют интерес Вьетнам, Иран, Сирия и Ангола.
Боевое применение самолета СУ-34
Су-34 были впервые задействованы в боевых действиях в августе 2008 года на территории Южной Осетии. Два самолета подавляли грузинские ПВО, создавая условия для применения основных сил ударной авиации. Кроме того, один из них принимал участие в прикрытии Су-24М, который уничтожил РЛС противника у деревни Шавшвеби под Гори. В 2012 году в горах Дагестана истребитель-бомбардировщик использовался для поражения бандформирований высокоточным оружием.
После вступления России в сирийский конфликт осенью 2015 года на авиабазу Хмеймим были переброшены шесть Су-34 из Нальчика. Через четыре дня они начали бомбить позиции террористов. Тогда были поражены штаб и пункты управления боевиков. На счету этих самолетов уничтожение нефтеперерабатывающего завода в Ракке, складов с оружием и ГСМ, лагерей подготовки террористов, а также одного из лидеров «ИГ» Абу Мухаммада Аль-Аднани.
Интересные факты: эти машины используются не только в военных целях, но и для хозяйственных нужд. Так, весной 2016 года они помогли уничтожить ледовые заторы в Вологодской области и предотвратить наводнение. Изображение Су-34 можно увидеть на памятных монетах, выпущенных Банком России в честь 100-летия ВВС России в 2012 году. В натовской классификации получил наименование Fullback (Защитник). Его 3D модель представлена в компьютерной игре DCS World.
Самолеты активно применяются в рамках проведения спецоперации на Украине. В основном данными машинами в ходе СВО применяются ракеты Х-29 и Х-59, а также различные авиабомбы с модулем управления и коррекции. При работе по укрепрайонам используются фугасные бомбы массой от 500 до 1500 кг. Планируется доработка балочного держателя для подвески трехтонных бомб. Зачастую эти машины действуют совместно с истребителями Су-35 и концентрируются на уничтожении командных пунктов, а также скоплений живой силы ВСУ.
Вывод
Су-34 остается современным и эффективным самолетом, способным выполнять широкий спектр задач. Он сочетает преимущества истребителя (маневренность) и бомбардировщика (несет в два раза больше нагрузки, чем Су-24М). Может точечно поражать даже небольшие цели, выполняя роль штурмовика. Успешное применение Су-34 в рамках ряда вооруженных конфликтов уже спровоцировало интерес к данной машине со стороны нескольких стран Глобального Юга.