Справки

3 июля 2024, 16:41

Истребитель-бомбардировщик Су-34

Фото: Валентин Капустин/РИА Новости

Отечественный сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик четвертого поколения. Является ключевым элементом российской тактической (фронтовой) авиации. Предназначен для ведения маневренных воздушных боев, а также нанесения ударов по наземным целям. Зарекомендовал себя во время операции по принуждению Грузии к миру и конфликта в Сирии. Активно применяется в зоне проведения специальной военной операции на Украине.

История создания самолета Су-34

ОКБ Сухого приступило к проектированию данной машины в июне 1986 года. Команду инженеров-конструкторов, работавших над созданием замены фронтовому бомбардировщику Су-24, возглавил Роллан Мартиросов. Прототип получил наименование Т-10В. Он появился в начале 1990 года, а 13 апреля впервые поднялся в воздух. Это была модификация учебно-боевого истребителя Су-27УБ, которой существенно переработали головную часть. Работы велись на базе Новосибирского авиационного завода им. Чкалова.

Весной 1995 года экспортная версия Су-32ФН была представлена на международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже. Это уникальная машина с нетипичным для серии бортовым радиоэлектронным оборудованием, позволявшим заниматься морской разведкой. Но внимание иностранных заказчиков она не привлекла, поэтому было решено сосредоточиться только на разработке основной версии Су-34. В связи со сложной экономической обстановкой в стране и перебоями с финансированием до 2003 года удалось изготовить только шесть предсерийных образцов.

Интересные факты: из-за специфичной формы носовой части фюзеляжа, напоминающей клюв, самолет получил прозвище «Утенок». Такая конструкция позволила расширить кабину и разместить кресла пилотов не друг за другом, а рядом. Благодаря этому летчикам проще общаться и считывать показания приборов. Предусмотрена система кондиционирования и отопления. В кабине есть оборудование для разогрева пищи. Пилоты могут вставать со своих мест, перемещаться по ней и пользоваться биотуалетами во время длительных перелетов.

В 2006 году Минобороны РФ заключило с предприятием госконтракт на поставку 124 самолетов, началось серийное производство. Уже 12 октября в Новосибирске состоялся полет первого Су-34. Во второй половине сентября 2011 года завершились все летные испытания. Через три года данные машины были приняты на вооружение ВВС России. К 2024 году было произведено 147 самолетов, в том числе 22 единицы Су-34М. Из них сформировали одну учебную и девять боевых эскадрилий.

Особенности и преимущества Су-34

В процессе разработки данной модели учитывались современные требования к незаметности боевых самолетов. Поэтому конструкция выполнена из композитных материалов, а также при расчете геометрии пришлось отказаться от аэродинамических гребней. Снижению радиолокационной заметности способствует и приплюснутая форма носовой части. Безопасность пилотов обеспечивает 17-мм бронированная оболочка из титанового сплава. Летчики могут не пользоваться кислородными масками на высотах до 10 км благодаря полной герметичности кабины.

Самолеты способны садиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Дополнительное торможение обеспечивается скрытым в фюзеляже парашютом. Топливные баки расположены равномерно: один – в центроплане и два – в консолях крыла. Предусмотрены возможности дозаправки в воздухе, установки дополнительных баков и их сброса во время полета. Резервуары защищены от воспламенения благодаря изоляции топлива от кислорода. Имеется автоматическая система пожаротушения. Все системы дублированы и экранированы.

Су-34 может контролироваться оператором с земли с помощью системы «СДУ». Автоматика также управляет положением переднего горизонтального оперения, следит за перегрузками и предотвращает потенциальные столкновения при полетах на малых высотах, препятствует снижению в режиме штопора. Встроенная РЛС способна выявлять крупные наземные и воздушные (без стелс-технологий) цели на расстоянии до 250 км, производить идентификацию техники (танков или БМП) на дистанции до 75 км, одновременно сопровождать до 10 объектов.

В случае использования машины для разведывательных целей она оснащается подвесным универсальным контейнером разведки «Сыч». Три его вариации обеспечивают радиотехнический, радиолокационный и оптический сбор данных. Бортовой комплекс РЭБ эффективно подавляет стационарные и мобильные РЛС противника (вероятность точного наведения снижается в 30 раз). За прицеливание отвечает оптическая система «Платан», а подвесной контейнер Damocles позволяет применять управляемые авиабомбы производства стран НАТО.

Технические данные

Экипаж Су-34 состоит из двух пилотов. Длина машины равна 23,3 м. Высота – 6,09 м. Размах крыла составляет 14,7 м, а его площадь – 62 кв. метра. Масса истребителя-бомбардировщика без боекомплекта (только с заряженной авиапушкой) составляет 22,5 тонны. Кроме того, он способен поднять в воздух груз такого же веса, включая 12 100 литров топлива. Стандартная дальность полета равна 4500 км. С дозаправкой – 7000 км. Дистанция боевого применения – 1130 км. Эффективно действует на высоте до 17 км. Конструкция способна выдерживать перегрузки до 9g.

Самолет оснащен двумя турбовентиляторными двухконтурными двигателями АЛ-31-ФМ1. Каждый из них обеспечивает бесфорсажную тягу до 8250 кгс. В режиме форсажа эти значения увеличиваются до 13 500 кгс. Благодаря им истребитель может развивать скорость до 1400 км/ч на бреющем полете и до 1900 км/ч в обычном режиме. Автономный запуск двигателей осуществляется вспомогательной газотурбинной силовой установкой ТА14-130-35, поэтому Су-34 способен взлетать с неподготовленных аэродромов.

Самолет укомплектован стандартной 30 мм авиационной пушкой ГШ-30-1. На фюзеляже и крыле расположены 12 точек опоры для крепления ракет и бомб разного типа. Для поражения воздушных целей используются ракеты класса «воздух – воздух» Р-27, Р-73 и Р-77 «Вымпел». За уничтожение наземных объектов отвечают ракеты Х-25, Х-29, Х-31, Х-35, Х-38 и Х-59.

Для обеспечения бомбардировки позиций противника используются 17 моделей авиабомб. В их числе: КАБ-500Кр с телевизионным и КАБ-500Л с лазерным наведением, управляемая КАБ-500ОД, фугасная ФАБ-500, планирующая УМПК-250, бетонобойная БЕТАБ-500, кассетная РБК-500 и другие. Для поражения радиолокационных станций применяются ракеты Х-25МП, Х-31П и Х-58. Также на вооружении СУ-34 находятся крылатые ракеты Х-65С, Гром-Э1 и планируется внедрение новейшей Х-50.

Основные модификации и распространение в мире

Помимо базовой модели Су-34, существует экспортная версия Су-32, а также модифицированные Су-34М/Су-34НБО. Программа модернизации «Сыч» завершилась в 2019 году. В ее рамках самолеты были оснащены новой разведывательной аппаратурой (подвесной) и передовыми системами РЭБ. Параллельно был переработан комплекс управления вооружениями и целеполагания. Усовершенствована система связи и бортовая РЛС, расширена номенклатура боеприпасов.

С 2016 года переговоры о поставке Су-32 велись с Алжиром, но стороны не пришли к компромиссу. Только через три года появились сообщения о заключении контракта на продажу модернизированных экспортных Су-34МЭ, производство которых началось в 2021 году. Алжир заинтересовался данной версией после успешного применения самолетов в рамках российской военной операции в Сирии. Запланированы поставки 20 машин. Кроме того, к данной модели проявляют интерес Вьетнам, Иран, Сирия и Ангола.

Боевое применение самолета СУ-34

Су-34 были впервые задействованы в боевых действиях в августе 2008 года на территории Южной Осетии. Два самолета подавляли грузинские ПВО, создавая условия для применения основных сил ударной авиации. Кроме того, один из них принимал участие в прикрытии Су-24М, который уничтожил РЛС противника у деревни Шавшвеби под Гори. В 2012 году в горах Дагестана истребитель-бомбардировщик использовался для поражения бандформирований высокоточным оружием.

После вступления России в сирийский конфликт осенью 2015 года на авиабазу Хмеймим были переброшены шесть Су-34 из Нальчика. Через четыре дня они начали бомбить позиции террористов. Тогда были поражены штаб и пункты управления боевиков. На счету этих самолетов уничтожение нефтеперерабатывающего завода в Ракке, складов с оружием и ГСМ, лагерей подготовки террористов, а также одного из лидеров «ИГ» Абу Мухаммада Аль-Аднани.

Интересные факты: эти машины используются не только в военных целях, но и для хозяйственных нужд. Так, весной 2016 года они помогли уничтожить ледовые заторы в Вологодской области и предотвратить наводнение. Изображение Су-34 можно увидеть на памятных монетах, выпущенных Банком России в честь 100-летия ВВС России в 2012 году. В натовской классификации получил наименование Fullback (Защитник). Его 3D модель представлена в компьютерной игре DCS World.

Самолеты активно применяются в рамках проведения спецоперации на Украине. В основном данными машинами в ходе СВО применяются ракеты Х-29 и Х-59, а также различные авиабомбы с модулем управления и коррекции. При работе по укрепрайонам используются фугасные бомбы массой от 500 до 1500 кг. Планируется доработка балочного держателя для подвески трехтонных бомб. Зачастую эти машины действуют совместно с истребителями Су-35 и концентрируются на уничтожении командных пунктов, а также скоплений живой силы ВСУ.

Вывод

Су-34 остается современным и эффективным самолетом, способным выполнять широкий спектр задач. Он сочетает преимущества истребителя (маневренность) и бомбардировщика (несет в два раза больше нагрузки, чем Су-24М). Может точечно поражать даже небольшие цели, выполняя роль штурмовика. Успешное применение Су-34 в рамках ряда вооруженных конфликтов уже спровоцировало интерес к данной машине со стороны нескольких стран Глобального Юга.

Вам может быть интересно

Пропавший Ан-2 на Камчатке найден с выжившими на борту
Темы дня

Зеленский выместил бессилие на жилых домах в Казани

В субботу Казань подверглась массированному налету беспилотников, в основном пострадали высотные жилые здания. По данным Минобороны, атака велась с разных направлений тремя волнами. Несколько дронов удалось сбить или подавить. Эксперты считают, что это был целенаправленный удар с целью посеять панику, кроме того, противник хотел подобраться к крупным промышленным целям в Татарстане.

Трамп приступил к шантажу Европы

Евросоюз рискует попасть в энергетическую ловушку США. Дональд Трамп угрожает объединению вводом товарных пошлин, если Брюссель откажется от наращивания закупок нефти и газа из Штатов. В экспертном сообществе действия республиканца называют «политическим шантажом». Удастся ли Европе дать отпор Вашингтону и к чему приведет желание будущего главы Белого дома нарастить экспорт энергоресурсов?

Вучич раскрыл причину визита Фицо к Путину

Россия применила новинки для борьбы с украинскими БПЛА

Небензя назвал «самый страшный сценарий» для Зеленского

Новости

Минниханов назвал цели атаковавших Казань беспилотников ВСУ

В субботу Казань была атакована восьмью беспилотниками, три из них были нацелены на объекты ОПК и были уничтожены, остальные ударили по жилым домам, пострадавших нет, сообщил глава Татарстана Рустам Минниханов.

МВД дало официально разъяснения по вручению паспортов осужденным в ИК

Осужденные в ИК могут получить российский паспорт после заключения контракта с Министерством обороны для службы в зоне спецоперации, сообщило Министерство внутренних дел России.

МВФ добавил Украине три условия для продолжения финансирования

Международный валютный фонд ввел три новых структурных маяка для Украины в последней ревизии программы расширенного финансирования, среди которых стратегия для фондового рынка и оценка НКРЭКУ, сообщил глава комитета Верховной рады по вопросам финансов Даниил Гетманцев.

Песков пообещал ответ России на запрос Абхазии о поставке электроэнергии

Россия обязательно ответит на запрос Абхазии о гуманитарной поставке электроэнергии, поскольку республика сталкивается с дефицитом из-за снижения притока на ИнгурГЭС, заявилп ресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Муфтий Гайнутдин оправдал фетву о многоженстве

Муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что фетва совета улемов ДУМ, допускающая многоженство, направлена на защиту жен и детей и не нарушает светские законы, так как касается только религиозных браков.

Лыжницу Сметанину выписали из реанимации после инсульта

Олимпийскую чемпионку по лыжным гонкам Раису Сметанину перевели из реанимации в палату интенсивной терапии после инсульта, ее состояние остается тяжелым, но с тенденцией к улучшению.

Британский эксперт: Курская область стала катастрофой для Украины

Британский аналитик Александр Меркурис назвал Курскую область большой катастрофой для Украины, отметив ухудшение ситуации на фронте в последние недели.

В Киеве прогремели взрывы

В субботу в Киеве были слышны взрывы, после чего тревога была объявлена в нескольких областях Украины, сообщили украинские СМИ.

Политолог предсказал перевод Зурабишвили в психиатрическую клинику

Постыдное поведение президента Саломе Зурабишвили свидетельствует о ее полной деградации и открывает путь в писихиатрическую клинику, заявил грузинский политолог Гиа Абашидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Умерла артистка Ирена Баженова

Артистка балета Ирена Баженова, посвятившая жизнь и карьеру Мариинскому театру, умерла после продолжительной болезни в возрасте 88 лет.

Полиция задержала подозреваемую в поджоге банкомата в Петербурге

В результате оперативных мероприятий в Петербурге задержали 68-летнюю женщину, подозреваемую в поджоге банкомата в отделении «Сбера», по указанию неизвестных лиц.

Песков: Американские специалисты наводят ракеты США по территории России

Американские специалисты наводят ракеты США для стрельбы по российской территории, отношения между Россией и США сейчас недружественные, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Мнения

Сергей Худиев: Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

Игорь Караулов: Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

Юрий Мавашев: Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»