Российская авиапромышленность не может конкурировать с Boeing и Airbus в классе широкофюзеляжных дальнемагистральных пассажирских самолетов, заявил министр промышленности и торговли России Виктор Христенко на пресс-конференции, посвященной девятому Международному авиационно-космическому салону «МАКС-2009».
У нас нет проекта дальнего самолета, способного конкурировать с Dreamliner
«У нас нет проекта широкофюзеляжного дальнего самолета, конкурентоспособного с Dreamliner (Boeing-787) и другими. Поэтому мы будем вынуждены пропустить этап в этом классе», – сказал Христенко.
У имеющегося в России дальнемагистрального самолета Ил-96-300 (именно на самолетах этой модели летали три президента России), по его словам, перспектив нет.
«Она будет производиться и работать последний срок еще в течение некоторого времени», – цитирует Христенко «Интерфакс».
По его словам, транспортный вариант этой машины «найдет свою нишу в сфере транспортных услуг». «Думаем, что эта машина сможет еще достаточно долго эксплуатироваться», – сказал министр.
Он отметил, что именно по причине неконкурентоспособности российских самолетов в этом классе решено обнулить пошлины на ввоз в Россию широкофюзеляжных самолетов вместимостью более 300 пассажиров.
При этом Христенко сообщил, что государственное финансирование авиастроения увеличилось с 2004 по 2009 год в 20 раз «с учетом мер антикризисного характера».
По его словам, выделяемые государством средства направлены прежде всего на реализацию федеральной целевой программы развития гражданской авиатехники, а также на ряд конкретных проектов, в том числе по созданию боевого самолета пятого поколения, разработку модернизированного тяжелого военно-транспортного самолета на базе Ил-76 – проект «476», а также на разработку совместно с Индией многоцелевого транспортного самолета.
Христенко напомнил, что суммарный расход на поддержку отрасли в 2009 году составит 80 млрд рублей. Он отметил, что на капитализацию Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) выделено 6 млрд рублей. Остальные средства направляются на реализацию конкретных проектов в области авиастроения, в частности, на подготовку производства и опытно-конструкторские работы по региональному самолету SSJ-100.
Кроме того, добавил министр, в 2009 году развернуто конструирование нового пассажирского самолета МС-21, который планируется создать не позже 2016 года. Часть средств господдержки идет на подготовку производства «омоложенной версии» пассажирского самолета Ту-204 – Ту-204СМ.
По словам Христенко, формируемый бюджет следующего года не нанесет урона авиастроительной отрасли. Понимая значения отрасли, правительство РФ не снижает ресурсную поддержку отрасли, а наращивает ее, подчеркнул министр.
«Если брать 2009 год, то это – скачок антикризисных мер. Государству пришлось взять на себя ответственность за то, что сейчас нельзя сделать на рынке. Невозможно на рынке заимствовать ресурсы под нормальные деньги, невозможно на рынке разместиться и привлечь деньги на программы», – сказал Христенко.
Говоря о планах по развитию отрасли на 2010 год, министр заявил, что для него важнее не объем выделяемых из бюджета средств, а достижение конкурентоспособности тремя ключевыми корпорациями в отрасли: «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК), «Объединенной двигателестроительной корпорацией» (ОДК) и «Вертолетами России».
Комментируя предложение президента Дмитрия Медведева о реформировании государственных корпораций, Христенко заявил, что для всех таких структур предусматривался выход на рынок и публичное размещение, но кризис затормозил этот процесс.
«Не было зацикленности на сохранении госпакета в этих структурах. Сейчас государство является акционером и помогает этим структурам пройти сложный период. Но мы не отклоняемся от задачи выхода на рынок, публичного размещения, привлечения частных инвесторов для развития этих структур», – сообщил Христенко.
Говоря о главных целях стратегии авиастроения, Христенко отметил «обеспечение конкурентоспособности продуктов на выбранных рыночных сегментах и возвращении России в число лидирующих авиастроительных мировых держав». «Это остается неизменным, несмотря на кризис», – добавил министр.
По его словам, «несмотря на сложности, никаких отклонений от достижения общего развития авиапрома не будет. К 2015 году доля России на мировых рынках авиастроения достигнет 5%, а к 2025 году – 10%», передает ПРАЙМ-ТАСС.
«При этом, – отметил министр, – структура производства должна измениться. Приносящая сегодня основной доход деятельность по производству военной авиационной техники должна уступить первое место развивающемуся более интенсивными темпами сектору производства гражданских воздушных судов».