Таким образом, по словам Жукова, обязательства по уплате налогов будут считаться исполненными. Правда, ожидаемая налоговая амнистия для граждан «будет разовой акцией и не будет в дальнейшем повторяться».
Легализация нажитого
Граждане, которые воспользуются этой возможностью, не должны будут указывать, откуда получены деньги
Замглавы Минфина Сергей Шаталов в среду выразил надежду, что законопроект о налоговой амнистии для граждан будет принят Госдумой в весеннюю сессию. В таком случае закон вступит в силу на следующий день после его официального опубликования и будет действовать до 30 апреля 2007 года – последнего дня декларационной кампании. Таким образом, по словам Шаталова, налоговая амнистия продлится как минимум с июля 2006 по май 2007 года.
Жуков сообщил, что в настоящий момент практически завершена разработка законопроекта о налоговой амнистии для граждан.
По его словам, согласно проекту любой гражданин сможет задекларировать в специальной декларации свои доходы за любые предыдущие годы и уплатить 13%-ный налог с них. Таким образом, по словам Жукова, обязательства по уплате налогов будут считаться исполненными.
Вице-премьер пояснил, что граждане, которые воспользуются этой возможностью, не должны будут указывать, откуда получены деньги. Кроме того, по его словам, не нужно будет средства переводить на счета в российские банки, как предполагалось в изначальной версии законопроекта. Таким образом, по словам Жукова, налогоплательщики получают возможность легализовать доходы за предыдущие годы.
Полное название законопроекта о налоговой амнистии, который разработал Минфин, – «Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами». Во вторник на совещании у первого вице-премьера Дмитрия Медведева был определен день окончания налоговой амнистии – 30 апреля 2007 года.
Кнут и пряник
Возможность введения контроля за расходами также обсуждалась во вторник на совещании у Дмитрия Медведева (фото: ИТАР-ТАСС) |
«Одновременно с этой акцией рассматриваем возможность возврата к механизму контроля за расходами», – цитирует Жукова «Интерфакс». При этом вице-премьер добавил, что вместе амнистия и установление механизма контроля дадут положительный эффект. Возможность введения контроля за расходами также обсуждалась во вторник на совещании у Дмитрия Медведева.
Замминистра финансов Сергей Шаталов сообщил, что поручения правительства подготовить законопроект о контроле за расходованием средств гражданами еще нет. В то же время он подчеркнул, что «такая идея естественна». Он отметил, что проводимая налоговая амнистия для граждан всегда означает, что государство предполагает и кнут, и пряник. Чиновник особо подчеркнул, что контролировать собираются расходы не бизнеса, а только граждан.
«Данная мера как следующий закономерный шаг в установлении четких, прозрачных налоговых правил после завершения налоговой амнистии была бы совершенно закономерной и соответствовала бы мировой практике. Мы понимаем, что период налоговой амнистии, длительный по времени и комфортный по условиям, позволяет большинству налогоплательщиков закрыть навсегда для себя период возможных налоговых нарушений и начать жить с чистого листа», – сказал Шаталов, сообщает РИА «Новости».
По его словам, налоговая практика большинства цивилизованных стран предусматривает контроль за крупными покупками граждан для последующего соотнесения их с реально полученными доходами. Замминистра напомнил, что российское законодательство формально предусматривает такой контроль, однако на практике налоговые органы не получали всех данных, а главное – не успевали анализировать их.
В июне 2003 года Госдума одобрила в третьем чтении закон, отменяющий статьи 86.1, 86.2, 86.3 части первой Налогового кодекса, согласно которым контролировались расходы граждан на приобретение недвижимости, автомобилей, ценных бумаг и золотых слитков. Тогда, по мнению правительства, разработавшего этот закон, налоговый контроль был неэффективен.
Кроме того, необходимость отмены налогового контроля правительство мотивировало тем, что в рамках закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предусмотрен механизм обязательного контроля за операциями с денежными средствами и имуществом как юридических, так и физических лиц. Расходы должны были контролировать финразведчики, а не налоговики, отмена налогового контроля объяснялась устранением ненужного дублирования функций государственных органов.