Однако уверенности в том, что амнистия вызовет появление отряда энтузиастов, которые бросятся декларировать ранее вывезенные из страны средства, пока нет.
Интересоваться не будут
По сути, финансовая амнистия – это возвращение или присвоение деньгам статуса легального капитала
В понедельник Алексей Кудрин вновь говорил на тему финансовой амнистии денежных средств. Правда, на этот раз появилась надежда, что кроме денег легализовать можно будет еще и недвижимое имущество. Руководитель Минфина подчеркнул, что предстоящие проверки будут рядовыми для всех сумм свыше 600 тысяч рублей.
По мнению Ольги Беленькой, аналитика ИК «Финам», сумма, которой ограничены операции, подлежащие проверке согласно проекту амнистии капиталов, взята из закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. В указанном документе говорится о том, что банковская операция на сумму свыше 600 тысяч рублей автоматически попадает в область повышенного внимания Федеральной службы финансового мониторинга.
Прояснить ситуацию не помогло и заявление министра Кудрина о том, что специально осуществляемыми операциями никто интересоваться не будет. Ольга Беленькая считает, что недоверие к проекту амнистии вызвано существующими в стране отношениями между представителями власти и бизнесом.
На протяжении долгого времени граждане России выводили свои капиталы из страны без уплаты налогов. Средства аккумулировались за рубежом в денежных вкладах и недвижимости. А сейчас для возрождения утерянного страной богатства правительство пытается создать условия для возвращения денег в Россию. По сути, финансовая амнистия – это возвращение, или присвоение, деньгам статуса легального капитала.
Мертвый груз
Уведенные из России средства не всегда законного происхождения (фото GettyImages) |
В качестве стимула к тому, чтобы вернуть деньги на родину, предполагается снизить налоговую ставку с 13% до 7. Как рассказал газете ВЗГЛЯД экономист компании UFG Ярослав Лисоволик, по мнению властей, этот шаг должен стимулировать граждан к легализации ранее вывезенных капиталов. Поводом же для возвращения денег в страну можно считать тот факт, что уведенные из России средства не всегда законного происхождения, и это ограничивает возможность их вложений за рубежом, то есть деньги становятся просто мертвым грузом. А принятие законопроекта об амнистии капитала позволит легализовать капиталы, в связи с чем появляются возможности дальнейшего использования этих средств. Ярослав Лисоволик полагает, что «освобожденные» таким образом деньги будут вложены в отечественные активы, которые по разным причинам не были оценены как инвестиционно-привлекательные.
В вопросе энтузиазма граждан по поводу представившейся возможности узаконить свои деньги мнение эксперта UFG совпадает с позицией ИК «Финам». Ярослав Лисоволик считает, что ожидать большой отдачи на предложение амнистировать капиталы не стоит. Итальянский опыт говорит о том, что надежды правительства вернуть таким образом миллиарды обернулись десятками, в лучшем случае, сотнями миллионов в национальной валюте, возвращенными в страну. Поэтому ждать серьезных притоков средств в Россию не следует. Несмотря на то что кроме снижения налоговой ставки на возвращаемые капиталы правительство планирует подвергнуть легализации еще и недвижимое имущество россиян за рубежом, что ранее отвергалось, особого энтузиазма со стороны собственников и владельцев капиталов скорее всего не будет.
Времени для устранения недочетов в законопроекте об амнистии осталось немного. По данным информагентств, уже осенью этого года документ окажется на рассмотрении в Госдуме, а с 1 января 2006 года запланировано проведение процедуры легализации средств, которая продлится в течение полугода. Эту информацию подтвердили в Минфине. По словам руководителя пресс-службы Андрея Сайко, Минфин совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, ведет работу над законопроектом об амнистии капитала. И в ближайшие несколько недель законопроект будет готов.