Культура

Ринат Газизов

«Тема идиотизма войны – вечная»

13 ноября 2012, 22:36

Фото: кадр из фильма

ВЗГЛЯД: Чем вас заинтересовала книга Гашека и почему вы решили экранизировать именно ее?

У нас три раза звучит слово «дерьмо», и это, пожалуй, самое грубое выражение

Ринат Газизов: Ответа два. Во-первых, выбирал не я, а продюсер Андрей Новиков, который сам написал сценарий и запускал этот проект. А во-вторых, материал безумно интересный. Тема идиота на войне и тема идиотизма войны – это темы вечные.

ВЗГЛЯД: Ваш проект – во многом просветительский: он призван пробудить интерес не только к книге Гашека, но и к европейской истории. По-вашему, верно ли впечатление, что если Великую Отечественную новое поколение хотя бы в общих чертах представляет, то о Первой мировой многие сейчас не знают совсем ничего?

Р.Г.: Конечно. Время идет, и события столетней давности не интересуют людей в такой степени, как современность. Интересует то, что было вчера, позавчера и что будет завтра. А то, что было сто лет назад – это как будто бы уже совсем другая реальность. Что касается такой задачи, как пробуждение интереса к роману Гашека, то книги сейчас в любом случае читают уже не так активно, как раньше. Но, как бы то ни было, у нашего фильма в этом плане те же задачи, что и у любой экранизации – дополнить книгу, создать видеоряд, показать, как это все могло бы выглядеть.

ВЗГЛЯД: Некоторые придирчивые культурные аналитики опасаются обратного, «антипросветительского» эффекта: мол, по нынешним временам красивой движущейся картинки людям может оказаться достаточно, и после фильма за книгу уже точно никто не возьмется. Что бы вы могли на это ответить?

Р.Г.: Не знаю, возможно, они и правы. Но традиционное чтение сейчас ведь вообще отмирает, независимо ни от каких фильмов. Это реальность. В Америке закрылись самые крупные сети книжных магазинов, все уходят в интернет – с этим ничего не поделаешь. В аудиовизуальной форме информацию получать проще, и усваивается она быстрее.

Ринат Газизов: Тема идиота на войне и тема идиотизма войны – это темы вечные (фото: из личного архива)

ВЗГЛЯД: Судя по результату вашей работы, вы последовательно стремились к тому, чтобы сохранить верность оригиналу. По-вашему, экранизация – служебный, подчиненный жанр, или вы все-таки можете назвать себя в определенном смысле «соавтором» Гашека?

Р.Г.: Некоторые стараются экранизировать книги как можно более точно, один в один. Но бывают произведения чисто литературные, которые экранизировать в принципе нельзя. В данном случае мы попытались сделать фильм как раз из такого материала.

ВЗГЛЯД: Вы считаете, что роман Гашека – не экранизируемый?

Р.Г.: Это литература. Чем дольше ты читаешь, тем веселее тебе становится, ты погружаешься в этот язык, получаешь удовольствие от длинных диалогов и монологов. А в кино совсем другие правила – там все должно быть коротко и ярко, там мы не можем писать длинные пассажи, и многое приходится укладывать в две-три фразы. Такие задачи, такая скорость – иначе будет скучно, и люди не будут смотреть.

ВЗГЛЯД: То есть ваш проект – все же чисто развлекательный? Или вы, тем не менее, побуждаете зрителя к каким-то серьезным размышлениям?

Р.Г.: Кино задумывалось как антивоенное. Поэтому там много диалогов, затрагивающих военные проблемы – где-то речь о судьбе простого человека на войне, где-то – о судьбе офицера. Разговоры о том, нужно ли все это вообще, о том, кто погибает, ради чего и за что. Но у нас все-таки анимация, и одной только разговорной линией обойтись было нельзя. Поэтому у нас много юмора, гротеска, много разных баек и анекдотов, за действием которых зритель наблюдает непосредственно, то есть мы как-то ритмически все это переживали. Есть и лирические места – о родине, о родственниках, о друзьях. В общем, мы стремились к тому, чтобы нашлось место по возможности для всего.

ВЗГЛЯД: Роман Гашека – сатирический, и по этой причине некоторые считают его вечно актуальным, а в отношении вашей работы высказывают ту претензию, что в ней нет острых привязок к современности – ни прозрачных намеков на российскую армию, ни аллюзий на наших коррумпированных чиновников. Что делать с этой непреходящей тоской продвинутого зрителя по злободневности?

#{interviewcult}Р.Г.: Это сложный вопрос. Вы сами понимаете, что четких правил тут нет. Можно просто взять литературное произведение и дать его актерам, чтобы они его прочитали, сделав в итоге что-то вроде радиопередачи. А можно, наоборот, снять фильм по мотивам. То есть взять, например, сказку «Золушка» и оставить от оригинала только «кость», самый базовый минимум, а сценарий написать про нынешнюю жизнь. Чтобы получилось современное кино про современную семью, про современные проблемы. Но при этом в основе все равно будет «Золушка», т.е. история про падчерицу, туфельку и т.д. Так тоже можно. В нашем фильме, на мой взгляд, процентов 80 – это все-таки Гашек и его книга.

ВЗГЛЯД: Это-то понятно, но ваш фильм показался прогрессивным критикам слишком целомудренным, а между тем, по их мнению, эти 80 процентов можно было бы подать так, чтобы зал бурно аплодировал, узнавая в гашековских офицерах и чиновниках кое-кого другого.

Р.Г.: Тогда надо было бы снимать совсем другое кино. Все дело в замысле и в требованиях вкуса. Мы, действительно, убрали очень много бранных слов. Ведь всегда существуют определенные рамки и четкие установки в отношении того, что и как мы хотим сделать. Конечно, можно было наполнить фильм отсылками к современности, можно было и в саундтрек напихать каких-нибудь пародий. Но мне все это показалось ненужным. Современности у нас сейчас и так много – и по телевизору, и где угодно еще. Включите любой канал – и будет вам сегодняшний день.

ВЗГЛЯД: И все же, согласуется ли ваша работа с той расхожей мыслью, что все написанное классиками сатиры – в какой-то степени про нас?

Р.Г.: Безусловно. Мы – европейская страна, и все, что делается у нас, очень похоже на то, о чем писал Гашек. И потом, это ведь вообще сатира на построение любого общества. Правила игры в политике не поменялись. Убили эрцгерцога – и началась война. Кто-то взорвал здание – и в ответ на это ввели войска. В мире до сих пор все так и происходит, ничего не меняется. И я думаю, что нормальный, грамотный зритель подобные параллели увидит. Для этого не нужно специально тыкать его носом и говорить – смотри, здесь все как у нас. И современные сленговые фразы вставлять тоже вовсе не обязательно, я думаю.

ВЗГЛЯД: Смягчение бранного языка продиктовано вашим личным вкусом или же дело в том, что фильм рассчитан и на взрослых, и на детей?

Р.Г.: Безусловно, состав аудитории играет роль. У нас три раза звучит слово «дерьмо», и это, пожалуй, самое грубое выражение, а больше ничего такого нет – все остальное было убрано.

ВЗГЛЯД: Как бы вы определили нижнюю возрастную границу для зрителей вашей картины?

Р.Г.: Вообще-то, эту границу определяю не я. По-моему, фильм будет идти в категории «16+» – так мне сказали. Для меня это немного странно. Вчера на просмотре были дети, которые очень живо реагировали, что меня, конечно, порадовало.

ВЗГЛЯД: Как вы вообще относитесь к ограничениям, и сталкивались ли  вы с ними вплотную в вашей собственной работе?

Р.Г.: Можно сказать, что сталкивался. Я уже почти десять лет работаю в Лос-Анджелесе, и там мы сделали, в частности, несколько стори-бордов, то есть подробных раскадровок для The Walt Disney Company. И один раз мы, к своему ужасу, увидели, что в сцене, где по сюжету происходило наводнение, герои у нас выливают ведрами воду из окна. А по диснеевским правилам персонажам нельзя выглядывать в окно, потому что это может спровоцировать зрителя на самоубийство.

ВЗГЛЯД: И давно там такие правила?

Р.Г.: Конечно, давно. Все это как-то существует и работает. Другое дело, что у нас страна крайностей, и мы уж если возьмемся ограничивать, то мало не покажется. Во всем должна быть какая-то разумная мера, я считаю.

ВЗГЛЯД: С точки зрения стилистики и рисунка фильм отличается от самых характерных произведений новой российской анимации, обнаруживая некоторую близость к более ранним образцам. Насколько для вас важны традиции советской мультипликации?

Р.Г.: Традиции советской мультипликации, безусловно, важны. Мы всегда опираемся на классику, на шедевры, мы на этом выросли. Думаю, что в результате кино получилось прежде всего русским, и не только ввиду того формального обстоятельства, что персонажи говорят по-русски.

ВЗГЛЯД: Согласны ли вы с той часто высказываемой мыслью, что по художественному уровню и качеству современная российская анимация уступает работам советских мультипликаторов и что сейчас в нашей анимационной отрасли не хватает как школы, так и производственных мощностей?

Р.Г.: К сожалению, не сохранять ремесло – это в нашей российской традиции. Мы каждый раз изобретаем колесо, идем по кругу. Те успехи, которые у нас были в 1950-е – 60-е годы, появились на волне «постдиснеевской» анимации. Тогда все болели американскими мультфильмами и старались сделать не хуже. Так что советские работы того времени я бы не назвал специфически российскими, основа там была заимствована. Аналогичным образом дело обстояло и в 1910-х, и в 1920-х. Что же касается того соображения, что советское время было временем шедевров, то нужно иметь в виду, что по прошествии лет истинных шедевров остается немного. Сейчас, вспоминая тот период, вы сможете назвать, ну, скажем, 10 художественных фильмов и 10 анимационных, но ведь выпускали-то их каждый год сотни. То есть произошел некий отбор. То же самое происходит и сейчас: через 10–20 лет вы сможете назвать несколько работ, которые останутся в истории и будут называться классикой. Ничего удивительного тут нет – это естественные процессы.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Число погибших в Тибете достигло 126 человек
Темы дня

Трамп уволил одного из главных русофобов Америки

Премьер-министр Канады Джастин Трюдо уходит в отставку, и это событие выходит далеко за рамки собственно внутриканадских событий. Явное и непосредственное влияние на это оказал вступающий в должность новый президент США Дональд Трамп. Как он сделал это – и почему происходящее только на пользу России?

«Новый Херсонес» оставит позади античные музеи Средиземноморья

Одним из знаковых культурных событий 2024 года стало открытие первой очереди историко-археологического парка «Новый Херсонес». В него входят зона исторической реконструкции, амфитеатр, археологический парк, несколько музеев и много других объектов. Чем уникален этот комплекс и что могут увидеть его посетители?

Лукашенко: Зеленский «вякает» с целью втянуть Белоруссию в войну

Кобахидзе резко ответил Макрону на слова о «российском вмешательстве»

Полиция Германии в 2024 году застрелила рекордное число людей

Новости

Президент Чада раскритиковал Макрона за слова о неблагодарности Африки

Президент Чада Махамат Идрис Деби выразил возмущение из-за высказываний Эммануэля Макрона о неблагодарности африканских стран за помощь в борьбе с терроризмом, добавив, что французский лидер «ошибся эпохой».

Грузия предложила Франции провести внеочередные выборы

Грузия предложила Франции провести внеочередные выборы в ответ на рекомендацию Парижа о новых выборах в Тбилиси, ссылаясь на высокий процент поддержки французами отставки президента Макрона и роспуска Национального собрания, , передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

В ВСУ признали невозможность конкуренции F-16 с ВКС России

Украинские истребители F-16 уступают в воздушных боях российским самолетам из-за технологического отставания, отметил начальник управления коммуникаций ВСУ Юрий Игнат, который подчеркнул необходимость модернизации вооружения Украины.

Рогов указал на срыв Россией плана Британии по добыче лития в Донбассе

Из-за успехов российской армии Великобритания лишилась возможности разрабатывать крупнейшее литиевое месторождение в Донбассе, права на которое купила у киевского режима за смешные деньги, сообщил сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов России Владимир Рогов.

Двое осужденных на смертную казнь отказались от помилования Байдена

Шеннон Агофски и Лен Дэвис отказались от замены смертного приговора на пожизненное заключение без права на условно-досрочное освобождение, посчитав это юридически невыгодным.

WP оценила перспективы Украины и НАТО из-за «плохой сделки» Трампа

Украина сталкивается с угрозой потери территорий и войск на фоне российского наступления, а также с риском заключения невыгодного соглашения, которое может усилить позиции Москвы и подорвать доверие к США и НАТО.

Король Дании изменил герб страны на фоне конфликта с Трампом (фото)

Король Дании Фредерик изменил королевский герб, акцентировав внимание на Гренландии и Фарерских островах, что стало ответом на заявления Дональда Трампа о планах покупки Гренландии США.

Умер основатель «Национального фронта» Франции Жан-Мари Ле Пен

Основатель партии «Национальный фронт» Жан-Мари Ле Пен умер во Франции в возрасте 96 лет в окружении семьи, сообщает агентство AFP.

Гарнизон ВСУ западнее Курахово оказался в полуокружении

Остатки гарнизона украинских войск, выбитого из города Курахово в ДНР, оказались в полуокружении в районе села Дачное, что подтверждает продвижение российских сил к западным границам региона, сообщил председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам суверенитета, сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

Эксперт объяснил рекордное истощение запасов газа в Европе

Европейцы пока не могут найти альтернативу поставкам российского газа через украинскую территорию, поэтому стали еще быстрее истощать свои запасы топлива из подземных хранилищ, сказал газете ВЗГЛЯД эксперт Игорь Юшков. Ранее о том, что отбор газа из европейских хранилищ ускорился, сообщили в Еврокомиссии.

Названа доля заключенных в рядах ВСУ в Курской области

Более 50% состава 225-го батальона ВСУ в Курской области составили бывшие заключенные, это подтверждают пленные, сообщают в российских силовых структурах.

Госдума поддержала отказ от бакалавриата

Госдума поддержала инициативу Минобрнауки об отказе от бакалавриата и переходе к базовому и специализированному высшему образованию с 2026 года, председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Мнения

Сергей Худиев: Рождество Христово наделяет историю смыслом

То, что мы часто полагаем само собою разумеющимся – например, вера в равенство и достоинство всех людей, имеет библейские, и даже точнее, рождественские корни. Бог становится одним из бедных, уязвимых, притесненных и преследуемых этого мира – и вера в это глубоко изменила представления о том, что такое человеческое достоинство.

Андрей Полонский: Русская культура не принимает только ненависти к России

Современная русская культура не принимает только одного – ненависти к России. Стремление к верности своей стране, ее государству и ее языку – это не субкультура, это естественное состояние художника здесь и сейчас.

Тимофей Бордачёв: Глобальный план на 2025 год уже расписан

Вместо гадания на кофейной гуще о конкретных событиях рассмотрим «большие» вопросы, которые будут определять мировую политику в 2025 году. «Черные лебеди» – это не то, что меняет реальность, а тактическое происшествие в рамках уже сложившегося пути.
Вопрос дня

Как проходят испытания российской вакцины от рака

Как идут испытания российской вакцины от рака: отбор и принцип «троянского коня»