Взгляд
17 января, понедельник  |  Последнее обновление — 19:12  |  vz.ru
Разделы

Судьбу Америки решили масоны

Владимир Можегов
Владимир Можегов, публицист
17 января родился Бенджамин Франклин – символ Америки, человек, которого там почитают как величайшего из американцев. Политик, дипломат, изобретатель, учёный, философ, писатель, масон, бизнесмен, создатель газетной сети. Кем только не был этот великий человек! Подробности...

Россию несколько раз уничтожали властолюбивые нарциссы

Дмитрий Ольшанский
Дмитрий Ольшанский, публицист
Если все-таки сохранять трезвость и пропаганде не поддаваться, то понятно, что причина возвращения Навального – это никакая не «жертва во имя свободы» или что там еще барабанное полагается произносить, а гордыня. Подробности...
Обсуждение: 8 комментариев

Исламисты угрожают всей Центральной Азии и России

Владимир Прохватилов
Владимир Прохватилов, президент Академии реальной политики
То, что произошло в Казахстане, вполне можно рассматривать, как неудавшуюся попытку «центральноазиатской весны». Главной ее движущей силой должны были стать салафиты. Подробности...

Обвиняемый в терроризме Порошенко вернулся в Киев

Экс-президент Украины Петр Порошенко вернулся в Киев из-за границы. Ожидалось, что бывший глава государства, которого подозревают в госизмене, будет арестован прямо в аэропорту. Но Порошенко прошел через погранкордоны, хотя и не без инцидентов
Подробности...

Циклон завалил снегом Южно-Сахалинск

В Южно-Сахалинске третий день продолжаются обильные снегопады из-за сильного циклона. Уже выпала месячная норма осадков. Власти города ввели режим чрезвычайной ситуации. Коммунальщики работают в круглосуточном режиме. На расчистку улиц брошена не только спецтехника, но и военные
Подробности...

Первый российский Ту-160М поднялся в воздух

В России с аэродрома Казанского авиационного завода совершил первый полет ракетоносец Ту-160М. Этот самолет был собран с нуля. Он сможет нести новые виды вооружений, в том числе перспективные
Подробности...
19:59
собственная новость

Российским школьникам покажут маршрут «Золотое кольцо» по Ярославской области

В Ярославскую область в рамках национального проекта «Культура» приедут 1300 школьников, победители олимпиад, учащиеся школ искусств и кадетских корпусов со всей России. Посещение городов Переславля-Залесского, Ярославля, Ростова предусмотрено маршрутом «Золотое кольцо. Александр Невский».
Подробности...
20:27

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.
Подробности...
21:12

В Оренбурге легендарная «Катюша» вернулась в парк «Салют, Победа!»

В Оренбурге на музейную вахту после полной реставрации вернулась легендарная БМ-13, которую в годы войны солдаты прозвали «Катюшей». Вместе с другими экспонатами боевая машина была полностью отреставрирована.
Подробности...

    Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
    НОВОСТЬ ЧАСА: Viber открыл представительство в России по закону «о приземлении»

    Главная тема


    В Британии нашли кандидата в новые Скрипали

    деградация отношений


    Пушков указал на несостоятельность трех принципов Запада в отношениях с Россией

    активность альянса


    Столтенберг раскрыл причину расширения НАТО на восток

    инсценировка ограбления


    Адвокат назвал вероятную версию ограбления жены Градского

    Видео

    Силы на подходе


    Как ВМФ России должен давить на США

    митинги в Мали


    В мире вырос спрос на русских миротворцев

    курсы валют


    Рубль понес геополитический ущерб

    Милорад Додик


    США ударили по опоре России на Балканах

    «Врать нельзя»


    Как Тамбовской области меняют репутацию

    символ страны


    Владимир Можегов: Судьбу Америки решили масоны

    война против всех


    Сергей Миркин: США готовятся к гибели майданной Украины

    центральноазиатская весна


    Владимир Прохватилов: Исламисты угрожают всей Центральной Азии и России

    на ваш взгляд


    Сталкивались ли вы с телефонными мошенниками?

    «Тема идиотизма войны – вечная»

    Ринат Газизов,
    Из мультфильма о Швейке убрали очень много бранных слов
       13 ноября 2012, 22:36
    Фото: кадр из фильма
    Текст: Кирилл Решетников

    «Мы – европейская страна, и все, что делается у нас, очень похоже на то, о чем писал Гашек. Правила игры в политике не поменялись. Убили эрцгерцога – и началась война. Кто-то взорвал здание – и в ответ на это ввели войска», – объяснил газете ВЗГЛЯД режиссер Ринат Газизов, чей анимационный фильм «Похождения бравого солдата Швейка» выходит в прокат 15 ноября.

    ВЗГЛЯД: Чем вас заинтересовала книга Гашека и почему вы решили экранизировать именно ее?

    У нас три раза звучит слово «дерьмо», и это, пожалуй, самое грубое выражение

    Ринат Газизов: Ответа два. Во-первых, выбирал не я, а продюсер Андрей Новиков, который сам написал сценарий и запускал этот проект. А во-вторых, материал безумно интересный. Тема идиота на войне и тема идиотизма войны – это темы вечные.

    ВЗГЛЯД: Ваш проект – во многом просветительский: он призван пробудить интерес не только к книге Гашека, но и к европейской истории. По-вашему, верно ли впечатление, что если Великую Отечественную новое поколение хотя бы в общих чертах представляет, то о Первой мировой многие сейчас не знают совсем ничего?

    Р.Г.: Конечно. Время идет, и события столетней давности не интересуют людей в такой степени, как современность. Интересует то, что было вчера, позавчера и что будет завтра. А то, что было сто лет назад – это как будто бы уже совсем другая реальность. Что касается такой задачи, как пробуждение интереса к роману Гашека, то книги сейчас в любом случае читают уже не так активно, как раньше. Но, как бы то ни было, у нашего фильма в этом плане те же задачи, что и у любой экранизации – дополнить книгу, создать видеоряд, показать, как это все могло бы выглядеть.

    ВЗГЛЯД: Некоторые придирчивые культурные аналитики опасаются обратного, «антипросветительского» эффекта: мол, по нынешним временам красивой движущейся картинки людям может оказаться достаточно, и после фильма за книгу уже точно никто не возьмется. Что бы вы могли на это ответить?

    Р.Г.: Не знаю, возможно, они и правы. Но традиционное чтение сейчас ведь вообще отмирает, независимо ни от каких фильмов. Это реальность. В Америке закрылись самые крупные сети книжных магазинов, все уходят в интернет – с этим ничего не поделаешь. В аудиовизуальной форме информацию получать проще, и усваивается она быстрее.

    Ринат Газизов: Тема идиота на войне и тема идиотизма войны – это темы вечные(фото: из личного архива)

    Ринат Газизов: Тема идиота на войне и тема идиотизма войны – это темы вечные (фото: из личного архива)

    ВЗГЛЯД: Судя по результату вашей работы, вы последовательно стремились к тому, чтобы сохранить верность оригиналу. По-вашему, экранизация – служебный, подчиненный жанр, или вы все-таки можете назвать себя в определенном смысле «соавтором» Гашека?

    Р.Г.: Некоторые стараются экранизировать книги как можно более точно, один в один. Но бывают произведения чисто литературные, которые экранизировать в принципе нельзя. В данном случае мы попытались сделать фильм как раз из такого материала.

    ВЗГЛЯД: Вы считаете, что роман Гашека – не экранизируемый?

    Р.Г.: Это литература. Чем дольше ты читаешь, тем веселее тебе становится, ты погружаешься в этот язык, получаешь удовольствие от длинных диалогов и монологов. А в кино совсем другие правила – там все должно быть коротко и ярко, там мы не можем писать длинные пассажи, и многое приходится укладывать в две-три фразы. Такие задачи, такая скорость – иначе будет скучно, и люди не будут смотреть.

    ВЗГЛЯД: То есть ваш проект – все же чисто развлекательный? Или вы, тем не менее, побуждаете зрителя к каким-то серьезным размышлениям?

    Р.Г.: Кино задумывалось как антивоенное. Поэтому там много диалогов, затрагивающих военные проблемы – где-то речь о судьбе простого человека на войне, где-то – о судьбе офицера. Разговоры о том, нужно ли все это вообще, о том, кто погибает, ради чего и за что. Но у нас все-таки анимация, и одной только разговорной линией обойтись было нельзя. Поэтому у нас много юмора, гротеска, много разных баек и анекдотов, за действием которых зритель наблюдает непосредственно, то есть мы как-то ритмически все это переживали. Есть и лирические места – о родине, о родственниках, о друзьях. В общем, мы стремились к тому, чтобы нашлось место по возможности для всего.

    ВЗГЛЯД: Роман Гашека – сатирический, и по этой причине некоторые считают его вечно актуальным, а в отношении вашей работы высказывают ту претензию, что в ней нет острых привязок к современности – ни прозрачных намеков на российскую армию, ни аллюзий на наших коррумпированных чиновников. Что делать с этой непреходящей тоской продвинутого зрителя по злободневности?

    #{interviewcult}Р.Г.: Это сложный вопрос. Вы сами понимаете, что четких правил тут нет. Можно просто взять литературное произведение и дать его актерам, чтобы они его прочитали, сделав в итоге что-то вроде радиопередачи. А можно, наоборот, снять фильм по мотивам. То есть взять, например, сказку «Золушка» и оставить от оригинала только «кость», самый базовый минимум, а сценарий написать про нынешнюю жизнь. Чтобы получилось современное кино про современную семью, про современные проблемы. Но при этом в основе все равно будет «Золушка», т.е. история про падчерицу, туфельку и т.д. Так тоже можно. В нашем фильме, на мой взгляд, процентов 80 – это все-таки Гашек и его книга.

    ВЗГЛЯД: Это-то понятно, но ваш фильм показался прогрессивным критикам слишком целомудренным, а между тем, по их мнению, эти 80 процентов можно было бы подать так, чтобы зал бурно аплодировал, узнавая в гашековских офицерах и чиновниках кое-кого другого.

    Р.Г.: Тогда надо было бы снимать совсем другое кино. Все дело в замысле и в требованиях вкуса. Мы, действительно, убрали очень много бранных слов. Ведь всегда существуют определенные рамки и четкие установки в отношении того, что и как мы хотим сделать. Конечно, можно было наполнить фильм отсылками к современности, можно было и в саундтрек напихать каких-нибудь пародий. Но мне все это показалось ненужным. Современности у нас сейчас и так много – и по телевизору, и где угодно еще. Включите любой канал – и будет вам сегодняшний день.

    ВЗГЛЯД: И все же, согласуется ли ваша работа с той расхожей мыслью, что все написанное классиками сатиры – в какой-то степени про нас?

    Р.Г.: Безусловно. Мы – европейская страна, и все, что делается у нас, очень похоже на то, о чем писал Гашек. И потом, это ведь вообще сатира на построение любого общества. Правила игры в политике не поменялись. Убили эрцгерцога – и началась война. Кто-то взорвал здание – и в ответ на это ввели войска. В мире до сих пор все так и происходит, ничего не меняется. И я думаю, что нормальный, грамотный зритель подобные параллели увидит. Для этого не нужно специально тыкать его носом и говорить – смотри, здесь все как у нас. И современные сленговые фразы вставлять тоже вовсе не обязательно, я думаю.

    ВЗГЛЯД: Смягчение бранного языка продиктовано вашим личным вкусом или же дело в том, что фильм рассчитан и на взрослых, и на детей?

    Р.Г.: Безусловно, состав аудитории играет роль. У нас три раза звучит слово «дерьмо», и это, пожалуй, самое грубое выражение, а больше ничего такого нет – все остальное было убрано.

    ВЗГЛЯД: Как бы вы определили нижнюю возрастную границу для зрителей вашей картины?

    Р.Г.: Вообще-то, эту границу определяю не я. По-моему, фильм будет идти в категории «16+» – так мне сказали. Для меня это немного странно. Вчера на просмотре были дети, которые очень живо реагировали, что меня, конечно, порадовало.

    ВЗГЛЯД: Как вы вообще относитесь к ограничениям, и сталкивались ли  вы с ними вплотную в вашей собственной работе?

    Р.Г.: Можно сказать, что сталкивался. Я уже почти десять лет работаю в Лос-Анджелесе, и там мы сделали, в частности, несколько стори-бордов, то есть подробных раскадровок для The Walt Disney Company. И один раз мы, к своему ужасу, увидели, что в сцене, где по сюжету происходило наводнение, герои у нас выливают ведрами воду из окна. А по диснеевским правилам персонажам нельзя выглядывать в окно, потому что это может спровоцировать зрителя на самоубийство.

    ВЗГЛЯД: И давно там такие правила?

    Р.Г.: Конечно, давно. Все это как-то существует и работает. Другое дело, что у нас страна крайностей, и мы уж если возьмемся ограничивать, то мало не покажется. Во всем должна быть какая-то разумная мера, я считаю.

    ВЗГЛЯД: С точки зрения стилистики и рисунка фильм отличается от самых характерных произведений новой российской анимации, обнаруживая некоторую близость к более ранним образцам. Насколько для вас важны традиции советской мультипликации?

    Р.Г.: Традиции советской мультипликации, безусловно, важны. Мы всегда опираемся на классику, на шедевры, мы на этом выросли. Думаю, что в результате кино получилось прежде всего русским, и не только ввиду того формального обстоятельства, что персонажи говорят по-русски.

    ВЗГЛЯД: Согласны ли вы с той часто высказываемой мыслью, что по художественному уровню и качеству современная российская анимация уступает работам советских мультипликаторов и что сейчас в нашей анимационной отрасли не хватает как школы, так и производственных мощностей?

    Р.Г.: К сожалению, не сохранять ремесло – это в нашей российской традиции. Мы каждый раз изобретаем колесо, идем по кругу. Те успехи, которые у нас были в 1950-е – 60-е годы, появились на волне «постдиснеевской» анимации. Тогда все болели американскими мультфильмами и старались сделать не хуже. Так что советские работы того времени я бы не назвал специфически российскими, основа там была заимствована. Аналогичным образом дело обстояло и в 1910-х, и в 1920-х. Что же касается того соображения, что советское время было временем шедевров, то нужно иметь в виду, что по прошествии лет истинных шедевров остается немного. Сейчас, вспоминая тот период, вы сможете назвать, ну, скажем, 10 художественных фильмов и 10 анимационных, но ведь выпускали-то их каждый год сотни. То есть произошел некий отбор. То же самое происходит и сейчас: через 10–20 лет вы сможете назвать несколько работ, которые останутся в истории и будут называться классикой. Ничего удивительного тут нет – это естественные процессы.


     
     
    © 2005 - 2021 ООО «Деловая газета Взгляд»
    E-mail: information@vz.ru
    ..............
    В начало страницы  •
    На главную страницу  •