Довольно сдержанный комментарий патриархии о том, что общаться они будут прежде всего как миротворцы, имеющие, помимо религиозного, и серьезный международный политический вес, нисколько не сдерживает мечтателей, уже открыто грезящих о «воссоединении Церквей» и так необходимом сейчас теснейшем сближении христианских Запада и Востока.
Общаться они будут прежде всего как миротворцы (фото:Ivan Sekretarev/AP/ТАСС)
|
В реальности, даже в политическом смысле – это событие довольно рядового значения. О нем поговорят еще немного, и в истории, пожалуй, останется лишь яркая фотосессия встречи этих двух нестандартных, по-своему уникальных людей.
Наверное, стоит надеяться, что по главному вопросу – о бедственном положении христиан различных конфессий на Востоке – действительно стоит ожидать положительного сдвига и реальных действий.
Да и то, только в тех рамках, которые позволит современный агрессивный, сами знаете чей, капитализм – самая на данный момент реальная политическая, военная и идеологическая сила.
Ну а серьезного сближения и уж тем более объединения двух Церквей точно не предвидится. Основных причин – две.
Во-первых, у нас с католиками отношения сейчас и так сдержанно-хорошие.
Та боль, которую причинила нам Римская Курия своей молчаливой поддержкой террора украинских униатов по отношению к православным священникам и мирянам на Западной Украине (речь идет о реальных убийствах при насильственных захватах храмов) утихла, и теперь нам ссориться и делить, при нынешних условиях масштабного наступления трансгуманистского расчеловечивания, в общем-то, нечего.
Католики сейчас к нам уважительно приветливы. Это я и сам очень хорошо почувствовал, совершая в прошлом году паломничество к мощам св. Николая Чудотворца, находящимся в католической базилике итальянского города Бари.
Например, они дают нам возможность совершить наше православное богослужение в самом храме, где покоятся останки этого общего для двух Церквей святого.
Мы с ними активно участвуем в серьезном богословском диалоге и ряде других мероприятий, осуществляемых не только на дипломатическом, но и на образовательном уровне.
Ну а вторая причина невозможности реального воссоединения Церквей проста до банальности, и даже странно, что те, кто говорит и пишет на эту тему, совершенно упускают ее из вида.
Дело в том, что само воссоединение католики, исходя из сути своего богословского понимания понятия церкви, воспринимают как возврат православных под власть папы. Иными словами, любезно приглашая нас к воссоединению, католики приглашают нас, православных, так или иначе признать над собой духовную власть римского понтифика.
В силу определенных исторических, культурных и религиозных предпосылок римские епископы в свое время перепутали два совершенно разных понятия – первенства чести и первенства власти.Почему так произошло – это уже другой разговор. Одно можно сказать точно – у святых апостолов, преемниками коих являются патриарх и, в общем-то, папа, такого не было.
Как не было, с точки зрения православной традиции, и других серьезнейших искажений в области догматики и аскетики.
В этом контексте становится понятной сдержанность нашего патриарха (в отличие от папы Франциска, который восторженно призвал «поддержать молитвой … мою встречу в Гаване с дорогим братом Кириллом»), согласившегося на встречу, как это было подчеркнуто, на «нейтральной территории».
Так что ожидаемое мероприятие с участием даже такого симпатичного и доброго человека, как папа Франциск – это всего лишь миротворческая дипломатия и ничего более.
И, наверное, в контексте вышеизложенного это даже хорошо.