Авторские колонки

Борис Кагарлицкий
директор Института проблем глобализации, постоянный автор деловой газеты ВЗГЛЯД

Борис Кагарлицкий: Добром такой бизнес не кончится

19 августа 2015, 11:44

Нынешним летом россияне стали меньше летать на иностранные курорты. Сказываются и экономический кризис, и политические обстоятельства, и общее изменение настроений в обществе.

Чем больше компания залезает в долги, тем больше вероятность, что расплачиваться придется государству

Подорожавший доллар сделал такой отдых более дорогим, а отпуск по необходимости более патриотическим: замену заморскому путешествию находят в родной стране, полет на самолете часто заменяется поездкой по железной дороге (хотя цены на билеты во многих случаях уже почти сравнялись).

Дело усугубляется тем, что большая часть авиационного парка состоит из иностранных машин, взятых в лизинг. Расплачиваться за них надо подорожавшей валютой, а резко поднимать цены на внутренние рейсы не удается – можно потерять клиентов. Тем более что конкуренция на рынке авиаперевозок очень острая. Поэтому неудивительно, что многие российские авиакомпании переживают не лучшие времена.

Сталкиваясь с проблемами, компании пытаются опираться на собственные силы, проводя реорганизацию, оптимизируя управление, сокращая рейсы и персонал, сосредотачиваясь на приоритетных направлениях. Так, например, поступает «ЮТэйр». Антикризисная программа оказалась довольно болезненной, поскольку пришлось уволить до 30% сотрудников и, соответственно, отказаться почти от трети привычных рейсов.

Также пришлось отменить планы приобретения в лизинг новых иностранных лайнеров. Кредиторам было предложено войти в акционерный капитал компании. В итоге всех этих мер удалось выправить финансовую ситуацию, сбалансировать бюджет и устоять в условиях кризиса.

Другие компании обращаются за поддержкой к государству. Однако получить помощь удается далеко не всем.

В 2014 году после целого ряда просьб от различных авиакомпаний государственные гарантии по кредитам решено было предоставить только Трансаэро, поскольку, как признаются чиновники, ее менеджмент «был более настойчив».

Главный аргумент в пользу данного решения состоял в том, что Трансаэро является второй по величине российской компанией в отрасли, от нее зависит работа многих крупных аэропортов страны, рабочие места. Иными словами, речь шла не только об экономической, но и о социальной целесообразности.

Трансаэро получила гарантии на 9 млрд рублей по кредиту ВТБ, который был выделен на поддержание операционной деятельности. После чего в скором времени Трансаэро собиралась обратиться за очередными госгарантиями для рефинансирования долгов, вопрос обсуждается с кредиторами, рассказали «Ведомостям» два сотрудника банков-кредиторов и участник переговоров. На сей раз речь могла бы идти о значительно большей сумме, достигающей 45–50 млрд рублей.

В самом по себе факте обращения к государству за помощью в условиях кризиса нет ничего предосудительного, особенно если речь идет о решении социальных задач. Беда в том, что именно с социальными вопросами дела, похоже, у Трансаэро обстоят, мягко говоря, неважно. Получается, что с весны между менеджментом и сотрудниками развивается острый трудовой конфликт.

Поскольку входящий в ФНПР официальный профсоюз не решился конфликтовать с менеджментом, сотрудники компании пошли на создание альтернативой организации. В мае 2015 года недовольные положением дел в компании активисты присоединились к Конфедерации труда России, учредив у себя отделение профсоюза «Новопроф», входящего в КТР.

Вероятно, работники жалуются на то, что руководство Трансаэро нещадно эксплуатирует персонал, заставляя пилотов и бортпроводников проводить в воздухе лишние, сверхнормативные часы, что не может, по моему мнению, не отразиться на безопасности полетов.

В начале августа правительство отреагировало на протесты профсоюзных активистов – Дмитрий Медведев поручил Министерству труда разобраться с соблюдением прав работников на предприятиях Трансаэро и «ЮТэйр».

Для предприятия, борющегося за выживание и требующего государственных гарантий ради выполнения социальных обязательств, это не лучший способ ведения дел. Сам по себе лавинообразный рост задолженности внушает тревогу.

Уже осенью прошлого года чистый долг Трансаэро составлял 56,4 млрд рублей. (Согласно отчетности компании по МСФО, ее кредиторами являются Сбербанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк, Новикомбанк, Номос-банк и др.) Таким образом, при получении нового кредита общая задолженность компании, и без того не маленькая, сразу может удвоиться.

При таком состоянии дел есть все основания подозревать, что государственные гарантии будут не способствовать решению социальных задач, а направляться на исправление ошибок менеджмента, а в конечном счете при сохранении существующей стратегии компании лишь умножат ее проблемы. Если долг станет «неподъемным», никакие госгарантии Трансаэро не спасут.

Нет и никакой уверенности, что полученные по кредиту деньги используются эффективно и целевым образом.

В то самое время, как под разговоры о социальной ответственности добывается правительственная помощь, корпорация затевает дорогостоящий ребрендинг, занимаясь перекрашиванием своих самолетов. Вся эта затея, по оценкам специалистов, может обойтись не менее чем в 10 млн долларов.

А один из принадлежащих компании «Боингов» зачем-то украсили кошачьей мордой, объяснив публике, что таким образом ее менеджмент борется за сохранение окружающей среды и защищает амурских тигров. Какую пользу из всего этого извлекли тигры, остается большой загадкой, но в том, что стоил подобный пиар недешево, можно не сомневаться.

Представитель Общественной палаты РФ выразил опасение, что обновление дизайна самолетов авиакомпании может проводиться в том числе за счет средств, привлеченных под гарантии правительства России. Параллельно конкуренты Трансаэро выдвигают куда более серьезные обвинения. По их мнению, компания демпингует на трансатлантических рейсах, покрывая свои убытки за счет кредитных средств (не самая, кстати, разумная стратегия).

Если же у Трансаэро собственных средств достаточно, чтобы позволить себе все эти радости жизни, то непонятно, зачем обращаться к банкам за кредитами, а к правительству за гарантиями? Добром такой бизнес не кончится. Вспомним историю про колхозницу, которая обратилась к президенту России с угрозой сжечь урожай, а теперь и авиакомпании угрожают, что, продав билеты, не смогут потом перевезти пассажиров.

Возникает вопрос: а нужно ли это нам с вами? Может, лучше государству помогать тем, кто более социально ответственен? И чем больше компания залезает в долги, тем больше вероятность, что расплачиваться придется именно государству.

Правда, в таком случае в рамках общей борьбы за социальную ответственность можно было бы поставить и вопрос о национализации живущей за счет государства компании. Но, похоже, это явно не то, к чему стремятся собственники и менеджмент Трансаэро.

Источник: «Рабкор»

Вам может быть интересно

Арестованный в США россиянин Винник заключил сделку о признании вины
Темы дня

Россия нанесла удар в Африке по военному престижу США

Американские военные покидают Нигер, их там заменят россияне. На этой неделе контингенты двух стран пересеклись на авиабазе США в Ниамее. Что стало причиной подобного развития событий, в чем заключается особенность американской авиабазы в Нигере и как подобное соседство россиян и американцев отразится на ситуации в этой африканской стране?

Выборы заставляют Париж и Лондон рисковать на Украине

Лондон намерен предложить Киеву столетнее сотрудничество и счел приемлемым удары британским оружием по российской территории. На этом фоне Париж вновь допустил отправку военного контингента на Украину. В Лондоне с этой идеей не согласны, но продолжают сообща работать над созданием новой Антанты. Что это означает для России?

Европа потребовала отчетности от Украины за потраченные деньги

Кандидат в президенты Литвы признал Крым российским

Украинских военных лишили возможности закладывать ломбардам тепловизоры и дроны

Новости

Стали известны детали 14-го пакета антироссийских санкций ЕС

Министр финансов Латвии Арвил Ашераденс в пятницу раскрыл подробности нового 14-го пакета санкций Евросоюза против России.

Зеленский признал расширение наступления ВС России

Украинской армии нужно быть готовой к новому этапу боевых действий, ВС России готовят расширение наступления, заявил украинский президент Владимир Зеленский в пятницу на встрече с пограничниками в городе Хмельницком.

МИД пообещал Дании жесткий ответ за ограничения прохода танкеров с нефтью

Москва даст ответ, если Дания ограничит проход танкеров с российской нефтью через балтийские проливы, заявила официальный представитель МИД Мария Захарова.

Командующий ВС Эстонии предложил странам НАТО заблокировать Балтийское море

Эстония совместно с Польшей, Швецией и Финляндией, которые недавно вступили в НАТО, планирует решать проблему возможной блокады Балтийского моря, заявил командующий Силами обороны Эстонии генерал Мартин Херем.

Прапорщика из Дагестана удостоили звания Героя России посмертно

Дагестанцу Фархаду Худайнатову присвоили звание Героя России посмертно за подвиг в ходе спецоперации, сообщил глава республики Сергей Меликов.

СМИ: Пожар на заводе в Берлине не коснулся производства систем ПВО IRIS-T

Пожар, вспыхнувший на предприятии оборонно-промышленного концерна Diehl Group в Берлине, не затронул процесс производства систем ПВО IRIS-T, которые поставляются, в том числе, Украине, сообщили СМИ.

Агроном рассказал, как дачникам спасти будущий урожай от заморозков

Рассаду в открытом грунте необходимо накрыть на ночь, создав своего рода парник, в теплицу стоит поместить обогреватель, а сад лучше защитить от холода теплым дымом, сказал газете ВЗГЛЯД агроном и специалист в сфере сельского хозяйства Владимир Викулов, комментируя предстоящие заморозки в Москве и Подмосковье.

В Госдуме назвали вероятную дату утверждения премьер-министра России

Государственная дума может утвердить премьер-министра РФ 10 мая, если получит представление от президента России Владимира Путина, сообщил источник в палате.

Москва потребовала от спикера парламента Армении объяснить его антироссийские заявления

Москва ждет от Еревана ответ на обращение российских парламентариев в связи антироссийскими заявлениями спикера парламента Армении Алена Симоняна, обвинившего Россию во «вторжении на Украину», заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Священник объяснил, почему православным не следует оставлять еду на могилах

Русской православной церковью порицается традиция оставлять еду на могилах умерших родственников, а также поминовение спиртным, сообщил священник Александр Ильяшенко.

Илон Маск предупредил об обесценивании долара

Доллар США ничего не будет стоить, если не удастся решить проблему государственного долга страны, заявил американский предприниматель Илон Маск.

Российские войска прорвались в Котляровку Харьковской области

Первая танковая армия Вооруженных сил России прорвала оборону украинских войск в районе Кисловки на Купянском направлении и штурмует Котляровку в Харьковской области, сообщили российские военкоры.
Мнения

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

Сергей Худиев: Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?