Авторские колонки

20 октября 2007, 11:29

Виктор Топоров: Критическая кунсткамера

Несколько лет я читал на филфаке СПбГУ спецкурс «Газетная и журнальная критика», по мере сил расцвечивая сухое изложение материала «случаями из практики» – как собственной, так и чужой.

Причем из чужой практики я главным образом брал примеры того, как не надо писать (или вести себя в суровых жизненных обстоятельствах) газетному и журнальному критику.

Ну а из своей, понятно, наоборот…

И даже потом, когда – после двух с половиной более или менее успешных выпусков – мне этот курс наскучил, я машинально накапливал (и накапливаю до сих пор) назидательные (иначе говоря, имеющие пропедевтический смысл) курьезы для юношества.

Вот один из самых свежих.

Расшаркиванье перед автором превращается в издевательство над читателем

«Выпущенная в свет книга называется «Новые работы», и заголовок этот предельно точен. Действительно – новые. Действительно – работы…» – пишет в газетной рецензии один из ведущих критиков страны Андрей Немзер.

Вот так, сказал бы я студентам, писать нельзя. Расшаркиванье перед автором превращается в издевательство над читателем. Критика – в кретинизм. Профессия – в профанацию.

Дочитав досюда, Немзер непременно возмутится тем, как нагло передернул я факты, как вырвал слова из контекста, извратив тем самым любовно выпестованную смиренным рецензентом мысль…

Согласен, передернул. И вырвал слова из контекста. Но ровным счетом ничего не извратил. Вот тот же пассаж целиком, в авторском, так сказать, звучании: «Выпущенная в свет издательством «Время» книга Мариэтты Чудаковой называется «Новые работы. 2003–2006», и заголовок этот предельно точен. Действительно – новые. Не по одним датировкам, а по сути, по качеству ищущей мысли, по включенности в сегодняшний научный, культурный и социально-политический контекст. Действительно – работы, читая каждую из которых физически ощущаешь (разумеется, если читать по словам не разучился), какой огромный материал – от типовой, рассеянной по периодике словесности 1920–50-х годов до новейших словарей, от рассекреченных документов руководяще-карательных «органов» правившей страной 70 с лишком лет «партии» до недавних лингвистических, исторических и, разумеется, литературоведческих исследований, от писательских архивов (напомню, что Чудакова в поздние подсоветские годы разобрала, осмыслила и научно описала архив Булгакова, попавший в главную библиотеку страны) до свежей газетно-журнальной эссеистики – именно проработан автором».

Та же манная каша на порошковом молоке: действительно – работы; действительно – новые; а каковы они? И о чем? И, главное, зачем?

«О чем новые работы Чудаковой? Всё о том же», – восторженно свидетельствует критик.

Ну, так и назови рецензию: «Всё о том же», – получится хотя бы с намеком на пейоративный оттенок (значение прилагательного «пейоративный» я объяснял студентам на первой лекции)...

Ага, дождетесь!.. Рецензию он назовет «Слово свободы. О новой книге Мариэтты Чудаковой», и единственно присущую Мариэтте Омаровне свободу – всю жизнь, бессмысленно сотрясая воздух, переливать из пустого в порожнее – назовет «патентом на благородство сегодняшней русской интеллигенции»!

Нельзя так писать, сказал бы я студентам. Ни в коем случае. Даже если (в отличие от Немзера) не служишь в том же издательстве, которое выпустило рецензируемую книгу.

Немзера, впрочем, можно понять. Несколько месяцев назад (поведал критик миру), встретившись на улице, с ним не раскланялся именитый прозаик, о котором он (расхваливая его перед этим долгие годы) имел неосторожность неважно отозваться в печати.

Имен Немзер не называет (какой-то Имярек, какой-то Первый критик, какой-то Дедушка русского постмодернизма), обидки свои кидает с повышенной по сравнению со средним по больнице витиеватостью, в причинно-следственных связях путается; одним словом, волнуется.

И в волнении приходит к нетривиальному (как ему кажется) выводу: «Перекрестное опыление (один напишет вздор, другой – на вздор разбор), быть может, в принципе полезно литературе, только далеко не всегда. Мне же оно надоело до крайности. От сумы, тюрьмы и полемических взбрыков не зарекаюсь (иногда всё же хочется тряхнуть стариной, пресечь демагогию и назвать кошку – кошкой), но вообще-то иные нужны мне картины. Меня интересует живое слово редких (всегда, а не сейчас) настоящих писателей. Мое дело – поддерживать связь (возможность которой скукоживается на глазах) между такими писателями и их потенциальными читателями. Тем же, кого занимает вопрос, а есть ли у нас литература, отвечу кратко: никуда не делась. К примеру, все анонимные фигуранты этой заметки – литераторы с именами. Отрицать факт их существования было бы в равной мере бессовестно и глупо. Другое дело, что не все же мы такие. Этой сентенцией отреагировал на мою «уличную» историю замечательный писатель, о последних работах которого я высказывался очень жестко. Он, обходясь без доброхотов-наушников, «злобствования» мои читал сам. При встречах, улыбаясь, втягивал в спор, отстаивал и растолковывал свои решения, старался переубедить, выслушивал контраргументы – было (надеюсь, и будет) ему о чем со мной поговорить».

Один из ведущих критиков страны Андрей Немзер

Банальная для критика ситуация, сказал бы я студентам. На каждый чих не наздравствуешься. Вольтера вообще за критику палками побили. Да и Джона Драйдена. А Берлиозу (правда, это вымышленный персонаж) голову отрезали. А вот Мариэтте Омаровне (она и сама по себе Берлиоз) такой оммаж написали, что хоть а в петлю лезь (если ты, конечно, не Гертруда Стайн): работа это, работа это, работа…

И вот что любопытно, сказал бы я студентам, – манифест «Иные нужны мне картины», проникнутый решимостью впредь говорить писателям правду, всю правду и только правду, Немзер опубликовал в августе, а «разбор на вздор» Мариэтты Чудаковой – полтора месяца спустя, в октябре.

И так критику нельзя вести себя тоже.

Слово не воробей.

Или, как в анекдоте: «Пардон, мсье, но что сказано то сказано!»

А вот две юные московские критикессы, как бы беседуя друг с дружкой, анонсирующие в «Журнальном зале» десятую книжку «Октября», учились газетно-журнальной критике явно не у меня, а, скорее всего, у того же Немзера. И вот что у них получилось:

– Мотив адаптации к хлынувшей широте постсоветской жизни присутствует в новом сюжете от Анатолия Наймана. Долголетие и богатство явленных возможностей герой готов был бы отдать за укороченную до года, суженную до бедного пространства частной тайны – историю любви. Рассказ Анатолия Наймана «Убить…» работает на погашение заявленной в названии кульминационной вспышки. Общая для публикуемого цикла динамика рассеяния здесь особенно сопротивляется концентрации, густоте, накалу – всякий миг сосредоточения жизненного вещества размывая в позднейших размышлениях, создавая постисторию страсти и соперничества, постбиографию души, познавшей вершину своих возможностей. «Убить…» – драма любви, от которой умирают так, что потом еще долго живут с осознанием смерти. Так, что самым пронзительным станет момент финального взгляда на чувство всей жизни – с точки зрения истории искусства.

– Катарсическое очищение страсти приходит к герою Наймана через размышления. А герою нашего следующего автора – напротив, через бездумное послушание порыву.

– Обнажившаяся грудь случайной попутчицы откроет герою доступ в новозаветный миф… В небольшом рассказе «Дизель» Александр Иличевский обращается к излюбленному сюжету путешествия с превращением. Рассказ настраивает нас на стремительность зрительных впечатлений и зоркость к чуду.

– Вот так поедешь куда-нибудь, Лера, и представится, что можно все исправить…

То есть новые рассказы Наймана – это, как учит бедных девушек Немзер, во-первых, новые, а во-вторых, рассказы. И рассказы Иличевского – тоже… Но написать о Наймане (и об Иличевском) надо так, чтобы писатель не прекратил с тобою раскланиваться. И не беда, что обнажившаяся грудь случайной попутчицы открывает доступ не в миф, а, если уж угодно, к spinelette, потому что поэзия – это всегда езда в незнаемое.

Да и литературная критика тоже.

Вам может быть интересно

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях
Темы дня

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Взятие Семеновки открыло ВС России путь до Карловки

ВСУ потеряли контроль над еще одним селом в ДНР. Небольшая Семеновка была важным звеном линии обороны противника. По мнению экспертов, освобождение населенного пункта откроет перед Россией внушительный оперативный простор. Что позволило российской армии взять под контроль Семеновку и как это отразится на дальнейшем ходе спецоперации?

Аксенов предупредил о неразорвавшихся ракетах ATACMS в Крыму

Президент Грузии выступила со скандальным обращением к военным

Захарова ответила на слова Блинкена о переговорах по Украине

Новости

Аксенов предупредил о неразорвавшихся ракетах ATACMS в Крыму

В Симферопольском районе Крымского полуострова остались несдетонировавшие суббоеприпасы американских ракет ATACMS, предупредил глава региона Сергей Аксенов.

Журналист Карлсон взял интервью у Дугина

Американский журналист Такер Карлсон опубликовал интервью с российским философом Александром Дугиным, отметив, что «украинское правительство убило его дочь».

Военкор заявил о лжи главкома ВСУ Сырского о взятии острова Нестрига

Морпех с Днепра сообщил о том, что слова главкома ВСУ Александра Сырского о взятии под правым берегом Днепра острова Нестрига не являются правдой, сообщил военкор Александр Коц.

Суд по делу Гуцул перенесен из-за отсутствия переводчика

Судебное заседание по делу главы Гагаузии Евгении Гуцул было перенесено из-за отсутствия переводчика на русский язык, сообщил ее адвокат Вадим Бэнару.

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Военные НАТО в Латвии на учениях отразили атаку Оккакуса

Натовские военные из 14 государств на учениях «Хрустальная стрела» (Crystal Arrow) в Латвии в марте отражали нападение из вымышленной страны Оккакус, сообщает Wall Street Journal.

Экс-адвокат Ефремова получил тяжелое ранение в зоне СВО

Экс-адвокат актера Михаила Ефремова Эльман Пашаев получил тяжелое ранение в зоне специальной военной операции.

Макрон захотел повлиять на Путина через Си Цзиньпина

Президент Франции Эммануэль Макрон намерен укрепить отношения с председателем КНР Си Цзиньпином, чтобы тот призвал российского лидера Владимира Путина завершить конфликт на Украине, пишет Bloomberg.

Маск назвал взятие Одессы последним вопросом в конфликте

Основатель Tesla и SpaceX Илон Маск заявил, что вопрос взятия Одессы российской армией стал последним нерешенным в конфликте на Украине после заявления главкома ВСУ Александра Сырского о плачевной ситуации в зоне боевых действий.

Украинская телеведущая назвала Зеленского главной проблемой страны

Президент Украины Владимир Зеленский является «главным злом» страны, выразила мнение на YouTube-канале Walk&Talk украинская телеведущая Снежана Егорова.

Лукашенко о поездке белорусов на Олимпиаду: Если едешь, набей им морду

Белорусским спортсменам в случае поездки на Олимпиаду во Франции следует «набить морду» своим соперникам, заявил белорусский президент Александр Лукашенко.

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

На Украине активно обсуждают отступление украинской армии из Очеретино, поскольку ВСУ практически не препятствовали действиям российских войск, пишет Berliner Zeitung (BZ).
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?