Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевСкандальный закон о Конституционном суде вступил в силу в Польше
Вызвавший скандал в обществе закон о Конституционном суде во вторник вступил в силу в Польше; по мнению авторов из правящей партии «Право и справедливость», закон поможет стране выйти из конституционного кризиса.
Документ был подписан президентом Польши Анджеем Дудой 31 июля и опубликован 1 августа. Согласно польским законам, закон считается вступившим в силу спустя две недели после его публикации, однако из-за выходных и праздничного в Польше дня 15 августа закон считается действующим с 16 августа, передает РИА «Новости».
За прошедшие с момента публикации 16 дней оппозиционные партии Польши успели обжаловать документ в КС, а сам Конституционный суд – объявить часть положений закона о своей деятельности неконституционными. В частности, КС Польши постановил, что неконституционными являются пункты: «общее правило рассмотрения вердиктов в порядке поступления», «возможность блокирования четырьмя судьями», «обязанность главы КС допустить троих судей, выбранных Сеймом».
Кроме того, неконституционным является и положение закон, что глава КС «подает запрос об обнародовании вердикта премьеру». Закон предусматривает, что вынесение вердиктов по особо важным вопросам возможно в присутствии 11 из 15 судей, а рассмотрение соответствия того или иного закона конституции – в составе пяти судей. Судьи будут, прежде всего, рассматривать вето президента на законы, разрешать споры о компетенции между госорганами.
Для вынесения вердикта достаточно большинства голосов судей. Законопроект также предусматривает принцип так называемого блокирующего меньшинства, согласно которому во время заседания в полном составе четверо судей, голосующих против, могут повлиять на вынесение решения, если рассматриваемый вопрос важен с точки зрения общественного или конституционного порядка.
Напомним, в конце июля ЕК поставила Польше ультиматум по решению вопроса с Конституционным судом.
1 июня замглавы ЕК Франс Тиммерманс заявил, что Еврокомиссия (ЕК) и Польша не смогли прийти к компромиссу по ситуации вокруг верховенства закона в стране.
Между тем 28 мая глава МИД Польши Витольд Ващиковский заявил, что Европейский союз рискует превратиться в «супергосударство», если не умерит вмешательство своих институтов во внутренние дела стран-членов объединения.
14 апреля Европарламент принял резолюцию по ситуации в Польше. В ней, в частности, он выразил «серьезную озабоченность» по поводу действий польских властей, ограничивших полномочия Конституционного суда страны, назвав это угрозой для демократии и верховенства права.
В конце декабря 2015 года президент Польши Анджей Дуда утвердил поправки к закону о Конституционном суде. Закон вызвал ожесточенные споры в самой Польше и спровоцировал критику Брюсселя, который опасается, что он нарушает принципы правового государства. Еврокомиссия направила в Варшаву два письма с требованиями объяснений.
ЕК пока не стала вводить санкции в отношении Польши, но пригрозила стране приостановкой права голоса в Совете Евросоюза. После этого Польша приняла еще один закон, ограничивающий гражданские права, – он предполагает расширение электронной слежки и сбора информации.
15 февраля Варшава опровергла заявление американских сенаторов Джона Маккейна, Бена Кардина и Дика Дурбина о том, что принятые в Польше в последние месяцы новые законы о Конституционном суде и СМИ подрывают демократию.
9 марта Конституционный трибунал (КТ) Польши огласил вердикт о несоответствии конституции республики ряда поправок к закону о трибунале, принятых пришедшей к власти партией «Закон и справедливость» (ЗиС) и вызвавших волну споров в польском обществе.