«Вы остановились на общем объеме привлечение 1,75 млрд долларов, из которых около 1,2 млрд иностранные участники купили, около 550 млн долларов – это российские банки. Причем среди российских банков мы отобрали только банки не являющиеся государственными банками, в которых нет государства. Это сделано намеренно, чтобы приняли участие чисто коммерческие банки, которые могли бы дальше работать с этими бумагами», – приводит его слова РИА «Новости».
75% денег, привлеченных в ходе размещения евробондов, пришли из-за рубежа. Участие приняли США, Великобритания, континентальная Европа и Азия
«Размещение произошло удачно, общий объем заявок существенно превысил тот объем средств, который мы хотели занять», – сказал Силуанов. Общий объем заявок составлял около 7 млрд долларов при предельном объеме заимствований 3 млрд долларов.
«Мы проанализировали все заявки, отобрали в первую очередь иностранных участников, которые хотели вложиться в российские бумаги. Хочу сказать, что интерес к российским бумагам очень высокий и те участники, которые купили и выразили желание приобрести наши облигации, не сомневаюсь, получат хорошую доходность», – сказал он.
Силуанов также заявил, что Минфин и в дальнейшем не будет пользоваться услугами иностранных банков и расчетных центров при размещении суверенных бондов. «Мы отказались от привлечения иностранных банков для размещения наших облигаций, от привлечения фискального агента, роль которого тоже обычно исполняли иностранные банки. Все размещение осуществлено с использованием отечественных финансовых институтов. Хочу сказать, что эта практика будет продолжаться и дальше», – сказал Силуанов.
«На Euroclear было оказано беспрецедентное давление. По сути дела мы столкнулись с телефонным правом, когда из государственного департамента, из администрации США по звонку определялось для инвесторов и для организации, которая осуществляет расчеты, участвовать в размещении или нет. Интересная конструкция», – отметил Силуанов.
«Наши бумаги не подпадают ни под какие санкции. На наши бумаги не распространяются никакие ограничения, тем не менее последнее время мы видим активное действие телефонного права в рекомендациях инвесторам принимать ли участие в тех или иных сделках, вкладывать ли ресурсы своих клиентов в те или иные инструменты. О каких свободных потоках капитала тут можно говорить?», – возмутился министр.
Он напомнил, что финансовые власти всего мира заявляют о необходимости обеспечения открытости рынка, обеспечения свободного перетока капитала. «О каких здесь стимулах можно говорить, если не дают заработать своим же собственным компаниям? Абсурд, конечно», – сказал министр.
«Мы, естественно, продолжим переговоры с Euroclear и другими организациями, которые осуществляют расчеты. Надеемся, что мы найдем решения», – сказал он. Однако, по словам Силуанова, в дальнейшем Минфин намерен отказываться от привлечения иностранных организаторов к размещению суверенных евробондов и будет использовать для расчетов собственную российскую инфраструктуру.
Со своей стороны глава банка ВТБ Андрей Костин сообщил в интервью Bloomberg TV, что инвесторы из США, Великобритании, континентальной Европы и Азии приняли участие в размещении российских евробондов.
«75% денег (привлеченных в ходе размещения евробондов) пришли из-за рубежа. И страны, как США, Великобритания, континентальная Европа и Азия (приняли участие)», – сказал он.
По словам Костина, инвесторы из России могли купить в ходе размещения до 30% объема евробондов, при этом часть заявок была отклонена. Однако глава банка ВТБ не назвал инвесторов, купивших российские евробонды.
Напомним, иностранные инвесторы приобрели более 70% выпуска 10-летних евробондов России. Основными покупателями стали инвесторы из Британии.
Как написала газета Wall Street Journal, даже те инвесторы, которые не участвовали в приобретении евробондов России, с интересом следили за «впечатляющей сделкой».
На фоне успешного размещения евробондов российская национальная валюта укрепилась к доллару и евро, стоимость нефти марки Brent также выросла.