Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
19 комментариевЭксперты Nielsen отметили «истощение» российских потребителей
Индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2016 года достиг в России рекордно низких значений за всю историю наблюдений, у 18% граждан страны не осталось свободных денег, они все больше экономят на новой одежде, электронике и отпусках.
Индекс Nielsen обновил исторический минимум, составив 63 пункта (в первом квартале 2015 года – 72 пункта) – это самое низкое значение за все 11 лет наблюдений, пишет газета «Коммерсант».
«Истощение – так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня», – заключает директор по работе с глобальными клиентами «Nielsen Россия» Марина Лапенкова.
Так, рекордно низкой – 82% – стала доля россиян со свободными деньгами, оставшимися после трат на основные нужды и обязательные платежи. К примеру, в кризис 2009 года эта доля была 93-96%. В начале 2016 года соотечественники, имеющие свободные финансы, тратили их на новую одежду – 36% и на отпуск – 31%, еще 31% опрошенных переводил их в сбережения.
Общее число стремящихся экономить россиян в первом квартале 2016 года достигло 76%. Если в начале прошлого года от трат на развлечения отказывались 55% опрошенных, то теперь их стало 59%. От новой одежды отказался 61% респондентов (55% годом ранее), покупку электроники отложили 45% (43%). Более половины россиян – 52% – признались в начале 2016 года, что переходят на более дешевые продукты (48% год назад).
По словам главы агентства «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, потребители стали рациональнее подходить к выбору магазинов, оценивая их по соотношению уровня цен, промоактивности, ассортимента и сервиса, меньше внимания уделяя удобству расположения. Доля продаж FMCG-товаров в рамках промоакций за два года удвоилась и в первом квартале этого года превысила 20%, говорит Бурмистров.
Доцент кафедры экономической социологии ВШЭ Диляра Ибрагимова указывает, что текущая картина потребительской активности отличается от кризиса 2008-2009 годов более затяжными пессимистическими настроениями.
По данным Nielsen, с начала 2015 года на 9 п. п. до 83% выросла доля респондентов, которые ожидают «не очень хороших» или «плохих» перспектив трудоустройства в ближайшем году. Также с 60% до 69% увеличилось число россиян, которые верят в «не очень хорошее» или «плохое» положение в будущем. «Кризисным» назвали состояние российской экономики 88% опрошенных, при этом 55% не верят, что стране удастся выйти из рецессии в ближайшем году.
«В течение нелегкого 2015 года настроения были нерадостными, однако ряд социально-политических событий, которые поддерживали патриотический дух, оказывали серьезное положительное влияние на восприятие будущего, – объясняет Лапенкова. – Сегодня эти факторы уже сошли на нет, усталость от суровой экономии, в которой потребители живут по крайней мере год, нарастает».
Между тем, по последним данным Росстата, инфляция в России замедлилась. Так, с 19 по 25 апреля она составила 0,1%. Базовый прогноз Минэкономразвития России предполагает снижение инфляции в 2016 году до 6,5%. По итогам 2015 года инфляция в России составила 12,9%. Согласно базовому прогнозу Минэкономразвития России, инфляция в 2017 году составит 4,9%, в 2018 году – 4,5%, в 2019 году – 4%.