Когда после радостного улюлюкания медиа Европы по поводу начала обстрелов ракетами типа ATACAMS вглубь российской территории в ответ прилетело что-то непонятное и очень быстрое, наступила информационная тишина. Будем считать это началом фазы «отрицание».
16 комментариевБрейвик отказался отвечать на вопросы о связях с экстремистами
Брейвик отказался отвечать на вопросы о связях с экстремиста
«Норвежский стрелок» Андерс Брейвик, которого допрашивают в окружном суде в Осло, отказывается отвечать на многие вопросы прокурора о связях с экстремистскими организациями.
В среду прокурор Инга Бейер Энг посвятила большую часть допроса выяснению связей Брейвика с правоэкстремистскими организациями и их лидерами, вопросам существования «Ордена тамплиеров», о принадлежности к которому Брейвик не раз заявлял.
#{image=620289}Однако обвиняемый на многие вопросы отказывается давать ответы, пререкается с прокурором и пытается пропагандировать свои идеи вместо того, чтобы давать показания.
Кроме того, ему кажется, что прокурор издевается и насмехается над ним, что вызывает сильное раздражение Брейвика.
«Я надеюсь, что вы будете уделять меньше времени насмешкам, говорить о деле и не переходить на личности», – заявил Брейвик прокурору, которая пыталась прояснить отдельные факты, содержащиеся в «манифесте Брейвика», написанном до совершения им теракта, передает РИА «Новости».
Отвечая на вопросы о его связи с экстремистами, Брейвик пояснил, что вышел на эти организации практически случайно – через интернет.
«Я вступил в контакт с одним человеком и таким образом вышел на других людей. Эти связи помогли мне найти нужных людей сначала в Либерии, а потом в Лондоне», – пояснил Брейвик, отказавшись назвать личности этих людей.
В среду прокуроры намерены перейти к допросу подсудимого об обстоятельствах подготовки к взрыву в правительственном квартале.
Тем временем норвежские СМИ говорят о том, что каждый третий норвежец предпочел бы слушать в прямом эфире показания обвиняемого в терроризме Андерса Брейвика.
«Очевидно, что в обществе существует потребность в такой информации. Мы продолжаем считать, что было ошибкой запрещать транслировать выступление Брейвика в суде. Хотя многие поддерживают это решение, но это не означает, что оно было верным. Те, кто не хочет смотреть, могли бы просто выключить телевизор», – сказал в интервью журналистам генеральный секретарь норвежского объединения редакторов Нильс Е. Ой.
Подобное же мнение высказывают многие журналисты и редакторы, считая, что суд, лишив общественность права на самостоятельный анализ поступков и мыслей террориста, взял на себя большую ответственность.
Опросы, проведенные центром общественного мнения InFact в Норвегии, показали однако, что половина жителей страны считают запрет суда на прямую трансляцию выступления и допроса Андерса Брейвика правильным. Среди них – многие родственники погибших и пострадавшие.
«Мы поддерживаем решение о запрете трансляции. Мы должны помнить о том, что дети приходят домой днем, многие из них остаются одни. Было бы неправильно, если бы они включали телевизор и слушали, что говорит преступник», – сказал в интервью журналистам руководитель группы поддержки жертв 22 июля Трунд Браттман, сын которого погиб от рук Брейвика на острове Утойя.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в понедельник в Норвегии начался судебный процесс по делу Андерса Брейвика, который сознался в организации взрыва в правительственном квартале Осло и кровавой бойни на острове Утойя, жертвами которых стали 77 человек.
В процессе участвуют пять судей (два профессионала и три народных заседателя). Однако во вторник стало известно, что одному из судей дан отвод из-за его высказывания о смертной казни для Брейвика.
Во вторник Брейвик выступил с речью в суде, в ходе которой заявил, что не боится провести остаток жизни в тюрьме, а преступление повторил бы снова. Он также не признал за собой уголовной ответственности и потребовал оправдания.
Норвежец также заявил, что сначала собирался устроить бойню на ежегодной конференции норвежского Фонда журналистских расследований SKUP в марте 2011 года, потому что считает журналистов инструментом пропаганды в руках власти, которая поддерживает идеи чуждой ему мультикультуры. Однако тогда Брейвику не удалось осуществить задуманное.
#{image=539045}На вопрос о том, кто дал ему право убивать людей, Брейвик ответил, что «сам принял такое решение». «Считаю, что все коренные народы и культуры имеют право бороться за выживание и против экспансии извне», – сказал он.
Согласно прогнозам, процесс продлится 10 недель, а приговор будет оглашен в середине июля – его приурочат к годовщине трагедии.
В случае если суд признает террориста вменяемым, ему грозит лишение свободы сроком на 21 год, а также продление наказания в рамках «превентивного задержания», предусматривающее увеличение срока содержания обвиняемого под стражей до тех пор, пока он не будет признан неопасным для общества.
Если же Брейвик будет признан невменяемым, он будет отправлен на принудительное лечение в закрытую психиатрическую клинику до конца жизни. Однако его могут выпустить на свободу, если эксперты решат, что лечение пошло на пользу, а сам Брейвик больше не представляет угрозы для общества. Если же он будет признан излечившимся, но по-прежнему будет представлять опасность, его могут посадить под стражу.