16 ноября 1874 года – 150 лет назад – родился Александр Колчак, фигура особая в пантеоне русских воинов. Верховный правитель России 1918–1920 гг., полярный исследователь, учёный-океанограф, адмирал, участник Русско-японской и Первой мировой войн, но главное человек, до конца жизни сохранивший первое качество русского офицера – быть всегда выше обстоятельств в вопросах чести и служения России.
56 комментариевЭкс-президент Хорватии признал военные преступления против сербов
Экс-президент Хорватии признал военные преступления против с
Бывший лидер Хорватии Степан Месич в своей статье, опубликованной в субботу в газете «Нови лист», подтвердил, что режиму Франьо Туджмана было известно о преступлениях против сербов во время войны 1991-1995 годов, и отверг свою причастность к передаче тайных документов Международному трибуналу по бывшей Югославии (МТБЮ).
«Я твердо убежден, что МТБЮ был нам необходим, потому что в Хорватии не было политической воли для судебного преследования за военные преступления, которые, бесспорно, происходили на нашей стороне», - пишет Месич в статье, передает РИА «Новости».
«При этом нет никаких сомнений, что государственное руководство знало об этих преступлениях», - отмечает экс-президент.
По словам Месича, ему довелось присутствовать на встрече, когда один из бывших министров докладывал Туджману о том, что сербские села в западной Славонии «горят в три смены». Месич не сообщил фамилию этого министра.
Экс-президент отверг свою причастность к передаче МТБЮ тайных документов, прежде всего так называемой «брионской стенограммы», которая была использована в качестве ключевого доказательства на процессе по делу хорватских генералов.
Брионское совещание с участием Туджмана и армейского командования прошло 31 июля 1995 года, за несколько дней до начала операции «Буря». По оценке МТБЮ, тогда состоялось окончательное планирование преступных действий.
По словам Месича, доказательством против генералов послужила не стенограмма, а оригинальная аудиозапись брионской встречи. При этом экс-президент возложил ответственность за передачу этой записи на нынешнего министра внутренних дел Томислава Карамарко, который ранее возглавлял разведывательное управление.
«Эту запись совместно с короткой видео-записью в подвале архива обнаружила разведка, которую тогда возглавлял Карамарко. После установления подлинности эта запись была передана МТБЮ», - утверждает Месич.
«Ни я, ни мой кабинет никогда не доставляли непосредственно Международному трибуналу ни одну из стенограмм Туджмана», - пишет экс-президент, поясняя, что правительство с январе 2001 года контролировало всю документацию, а требования о направлении стенограмм в Гаагу поступали через правительственное управление по сотрудничеству с МТБЮ.
Месич указал, что при передаче документов Международному трибуналу его кабинет играл лишь «обслуживающую роль», а в случае с «брионской стенограммой» он вообще не играл никакой роли. Экс-президент отметил, что после смерти Туджмана важные документы, касающиеся периода его правления, оказались доступны многим лицам, и часть из них исчезла еще до того, как он возглавил государство. По словам Месича, когда он заступал на должность президента, в президентской канцелярии царил хаос.
По утверждению экс-президента, стенограммы Туджмана были доступны, по крайней мере, экс-министру внутренних дел Ивану Ярняку, сыну покойного президента Мирославу Туджману, и члену руководства правящей ХДС Владимиру Шексу.
«Преступлений на хорватской стороне было больше, чем об этом знает общественность», - добавил экс-президент.
Обвинительный приговор хорватским генералам вызвал острую полемику в Хорватии. Власти страны и основные политические деятели осудили приговор МТБЮ, отвергнув заявление о совместном преступном предприятии военного хорватского руководства. Откровения Месича дали повод для новых заявлений и споров.
Карамарко опроверг утверждение Месича о том, что разведывательное управление передало МТБЮ аудиозапись брионской встречи. Министр сообщил, что контрразведка проверила подлинность стенограммы, после чего передала ее государственной прокуратуре.
«Ни этот, ни любой другой документ разведка не передавала Гаагскому трибуналу», - заявил Карамарко на внеочередной пресс-конференции.
Бывший министр внутренних дел Иван Векич узнал себя в словах Месича о министре, доложившем Туджману о горящих сербских села, и назвал это заявление «гнусным обвинением».
По сообщениям хорватских СМИ, премьер-министр Ядранка Косор призвала правительственное управление по сотрудничеству с МТБЮ проверить все факты, которые упоминаются в последние дни. «Я попросила подготовить всеобъемлющий доклад о работе управления в те годы, чтобы мы могли иметь на руках все факты», - сообщила премьер-министр.
Президент Иво Йосипович заявил, что сотрудничество с МТБЮ является частью государственной политики, которая проводится еще со времен Туджмана. Согласно закону, все должны сотрудничать с МТБЮ, напомнил президент.
Месич выступил с подобными заявлениями впервые после того, как МТБЮ 15 апреля приговорил генералов Анте Готовину и Младена Маркача соответственно к 24 и 18 годам лишения свободы за военные преступления, совершенные против сербского населения Хорватии в ходе военной операции «Буря» (Oluja) в 1995 году. Часть хорватской общественности винит Месича в передаче МТБЮ важных документов, послуживших доказательствами против генералов, и критикует экс-президента за активное сотрудничество с Международным трибуналом.
Месич являлся президентом Хорватии с 2000 по 2010 год. Он возглавил республику после смерти в 1999 году Франьо Туджмана, который руководил Хорватией с 1990 года. До 1994 года Месич был членом партии «Хорватское демократическое содружество» (ХДС), созданной Туджманом, а затем основал собственную партию – «Хорватские независимые демократы» (ХНД). Позднее Месич и большинство членов ХНД перешли в «Хорватскую народную партию» (ХНП).
Операция «Буря» положила конец конфликту в Хорватии, став самой масштабной военной акцией. Операция продолжалась с 4 августа по 15 ноября 1995 года и завершилась разгромом Республики Сербская Краина - самопровозглашенного образования хорватских сербов, существовавшего на территории Хорватии в 1991-1995 годах. По оценкам сербских экспертов, за время операции «Буря» погибли и пропали без вести более 2 тысяч сербов, половина из которых гражданские лица, и более 250 тысяч человек стали беженцами.
После окончания войны МТБЮ вел расследование в отношении Туджмана, однако тогда ему не было предъявлено официальных обвинений в военных преступлениях. В вынесенном 15 апреля приговоре Туджман назван ключевым действующим лицом «совместного преступного предприятия».