29 июня, среда  |  Последнее обновление — 01:14  |  vz.ru

Жалобы на "притеснения американских дипломатов в Москве" выглядят паранойей

опасное сближение

Пентагон выступил с обвинениями в адрес России по поводу инцидента в Средиземном море

гражданское общество

Российский флаг развернули в Донецкой области в день конституции Украины

«смягчить боль семьи»

Турция ставит условия компенсации за гибель летчика Су-24

добровольно сдался

Готовивший диверсию в Крыму попросил прощения

«с треском провалил»

Захарова заявила о профнепригодности Макфола

«мы договорились»

Порошенко рассказал о звонке Эрдогана в Киев перед отправкой письма Путину

«очень важное время»

Китайские СМИ рассказали об итогах «молниеносного» визита Путина

территория ссср

Латвия вынуждена делать шаги навстречу русскоязычным

«миссия СССР»

Илья Козырев: Как Сталин в Прибалтике демократию продвигал

Вопрос дня

Эрдоган принес извинения за сбитый российский бомбардировщик. Изменило ли это ваше отношение к Турции?

Подтверждены результаты по сверхсветовой скорости частиц

16 ноября 2011, 15:02

Данные эксперимента, показавшего, что скорость нейтрино превысила скорость света, подтвердились повторным опытом, который провела научная группа OPERA, сообщила в среду участница проекта, глава лаборатории элементарных частиц Физического института имени Лебедева РАН (ФИАН) Наталья Полухина.

Согласно новым результатам, нейтрино пролетали дистанцию в 730 километров на 57 наносекунд быстрее света, передает РИА «Новости».

В конце сентября 2011 года физики коллаборации OPERA, участники одноименного эксперимента по исследованию осцилляций нейтрино, заявили, что измеренная ими скорость этих частиц превысила скорость света. По оценкам этих ученых, нейтрино пролетали 730 километров от ускорителя SPS в ЦЕРНе на территории Швейцарии до подземного детектора в тоннеле Гран-Сассо (Италия) в среднем на 60 наносекунд быстрее, чем предполагали расчеты.

Это вызвало поток сообщений в прессе об «опровержении» теории относительности Эйнштейна. Сами авторы сенсации склонны полагать, что речь идет о каких-то еще незамеченных искажениях. До официальной публикации результатов в научном журнале ученые решили повторить эксперимент и снять некоторые факторы, которые могли стать причиной наблюдаемого отклонения. Однако в итоге сверхсветовой результат был подтвержден.

«Известны результаты проверки, коллаборация и независимые эксперты проверяли все очень тщательно, был специально организован дополнительный пучок нейтрино из ЦЕРНа, результат остался практически тем же – не 60, а 57 наносекунд», – сказала Полухина.

По ее словам, уровень достоверности результата остался на том же уровне – шесть стандартных отклонений (чтобы говорить об открытии, физикам достаточно получить пять стандартных отклонений).

«Коллаборация ошибку в измерениях не нашла, статья будет опубликована, будет более широкое обсуждение. Неизвестно, что не так, потому что проверено все мыслимое и немыслимое. Посмотрим, что скажет общественность, потому что этот результат все слишком переворачивает», – добавила собеседница агентства.

Она рассказала, что проверкой данных OPERA будут также заниматься участники нейтринного эксперимента MINOS в американской Лаборатории имени Ферми.

«Они сказали, что в течение трех месяцев повторят этот результат, но я сомневаюсь, что это возможно, потому что техника серьезная, ее нужно установить, отладить. У OPERA два года ушло на то, чтобы систему отладить. С другой стороны, OPERA готова передать свое оборудование, помогать готова», – сказала Полухина.

В эксперименте OPERA протоны, разогнанные в ЦЕРНе на протонном суперсинхротроне SPS до энергии 400 гигаэлектронвольт, ударяют в графитовую мишень, порождая мезоны и каоны. Эти частицы летят по километровому вакуумному туннелю в процессе распада, порождая нейтрино, которые, в свою очередь, отправляются в 730-километровое путешествие сквозь земную толщу до лаборатории в туннеле Гран-Сассо (Италия), где их встречает детектор.

Для определения скорости нейтрино необходимо измерить путь и время прохождения частицей этого пути. Расстояние между ЦЕРНом и детектором OPERA (732 километра) измеряется с точностью 20 сантиметров, а время прихода нейтрино – с точностью 10 наносекунд. Используя такие усредненные данные о 16 тысячах нейтрино, был получен результат о превышении скорости света на 60 наносекунд – результат, который сейчас скорректирован до 57 наносекунд.

В первом эксперименте ученые использовали протонные импульсы длительностью 10 микросекунд, содержащие пять наносекундных сбросов пучка. Однако в повторном опыте они использовали более короткие импульсы продолжительностью 1–2 наносекунды с паузами в 500 наносекуд, чтобы получить более «четкий» фронт нейтринной волны и исключить возможные ошибки.

«Внутренняя проверка коллаборации пока ничего не нашла, результат остается и будет опубликован», – заключила Полухина.

Комментарии экспертов

Анатолий Вассерман, журналист, политический консультант, неоднократный победитель интеллектуальных игр
Любая научная теория в каких-то пределах достоверна, ибо проверена на опыте. Другое дело, что предел применимости любой теории ограничен. Читать далее.