25 июня, воскресенье  |  Последнее обновление — 18:40  |  vz.ru

Иерей Димитрий Фетисов

 
Родился в 1986 г. в г. Рязани. Окончил православную гимназию в честь Святителя Василия Рязанского. В 2007 г. рукоположен в священный сан. В 2008 г. с отличием закончил Рязанский Государственный Университет им. С. А. Есенина с квалификацией специалист теологии. Работает старшим преподавателем кафедры теологии, преподавая дисциплины: история христианской письменности и каноническое право. Ведет блог: iereydimitriyfetisov.blogspot.ru. Женат, отец троих детей.

Мнения

Четверть века назад Россия стояла перед угрозой распада, а целый народ – перед угрозой уничтожения. Избежать и того, и другого удалось лишь благодаря шантажу в адрес президента РФ. Многое из этой истории прозвучит в печати впервые.
Обсуждение: 43 комментария

Попытки обвинить детского омбудсмена в насаждении в стране ювенальной юстиции, что, по мнению некоторых околоправославных и околопатриотических кругов, означает чудовищное преступление, идут в последнее время волнами.
Обсуждение: 65 комментариев

Сегодня «новые красные» обнаруживают нового врага. И кое-кто из них уже заключает, что этот враг будет пострашнее загостившихся по телестудиям либералов и что именно на него возложено окончательное решение русского вопроса по какому-нибудь плану Маршалла – Даллеса.
Обсуждение: 194 комментария

В Британии – очередной бешеный «скандал», связанный с русскими хакерами. Этому «расследованию» посвящена серия статей в сегодняшнем номере «Таймс», с утра все британские новости только об этом и трубят.
Обсуждение: 10 комментариев

У нас, «поколения миллениалов», очень смешанное отношение к этим ребятам, младше на 10–15 лет. Мы, вроде как, «настоящую жизнь» нюхали. «Поколение путинской стабильности», – свысока говорим мы, но в голосе прослеживается зависть.
Обсуждение: 125 комментариев

Зачем вообще существует театр, если ты не актер, не режиссер, не театровед, не фанатичный театрал? Зачем он мне? Обывателю, рядовому гражданину? А ведь из наших налогов государство его и финансирует. А должно ли?
Обсуждение: 77 комментариев

Думаете ли вы, что теряете свою национальную идентичность, когда, встав ни свет ни заря и израсходовав поникшие силы в пекле рабочего дня, задыхаетесь в общественном транспорте или плавитесь в раскаленной машине? А я вот думаю о своей и сейчас скажу, почему.
Обсуждение: 64 комментария

В выступлениях украинских чиновников и публикациях СМИ танк Т-84 «Оплот» быстро объявили лучшим в мире (разве что «Абрамс» сравнится, но он вдвое дороже) и пророчили победоносное шествие по рынкам. Посудите сами.
Обсуждение: 28 комментариев

Из администрации президента Украины в СМИ просочился слух, что если Донбасс снова станет украинским, то восстанавливать его будут американцы. Даже не знаю, что делать – развенчивать этот слух или смеяться.
Обсуждение: 7 комментариев

Я просто не в силах отказать себе в удовольствии упомянуть хотя бы в двух словах о тех людоедских размышлениях, коими Светлана Алексиевич поделилась в своем уже успевшем стать знаменитым интервью с журналистом агентства «Регнум».
Обсуждение: 241 комментарий

Иерей Димитрий Фетисов: Главную задачу скандальная опера выполнила

18 марта 2015, 16:16
Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

История с «Тангейзером» в очередной раз обнажила еще одну проблему современного православия: у нас в Церкви очень слабы позиции либералов. Они, так или иначе, оправдывая пошлость и кощунство, стали немощными в вере.

Иск Новосибирской митрополии против режиссера оперы «Тангейзер» Тимофея Кулябина проигран.

«Там, где остается один несовершенный по определению, голый закон – там нет места любви»

Эксперты и судья не признали, что знаменитый плакат, на котором изображен в женской промежности образ Христа, развлекающегося с проститутками, является кощунственным и может оскорбить чувства верующих.

Пора делать выводы.

Это не Христос в гроте Венеры, это – искусство в аду

Суд не просто проигран, но проигран с весьма показательными для истца и ответчика последствиями. Теперь молодой режиссер Тимофей Кулябин как достигший прорыва в высоком искусстве оперы приглашен в Большой театр. Где и что прорвало при участии «гения», это, конечно, вопрос дискуссионный… Но из этой истории можно сделать два очень конкретных вывода.

Во-первых, теперь появится надежда на то, что у мыслящей части людей, по тем или иным причинам настроенным враждебно по отношению к православию, появятся серьезные сомнения в их собственном генеральном тезисе о том, что церковь давно стала сателлитом государства (впрочем, некоторые договариваются и до противоположного, мол, это государство стало сателлитом церкви). Блистательная победа и не менее блистательная карьера «маэстро» Кулябина это очень хорошо показывает.

Во-вторых, неизбежно напрашивается вывод о состоянии современного классического искусства, которое оказалось не в силах привлечь к себе внимание публики ничем иным, кроме как уголовными скандалами с обливанием серной кислотой или бездарным псевдотворческим трехэтажным эпатажем.

Еще не законченная история с «Тангейзером» не просто хорошо это иллюстрирует, но и вновь создает опасный, на мой взгляд, для современного театра прецедент, когда человек с весьма посредственными способностями, но явно завышенным самомнением приглашается в Большой театр.

Занятно, что прославленный ныне режиссер Тимофей Кулябин даже не скрывает своего истинного, провокационного целеполагания: «Я искал тему, табуированную в современном обществе. Для нынешнего европейца таких тем, пожалуй, только две: холокост и религия… Все остальное уже сто раз пройдено, сегодня трудно кого-то чем-то удивить. Тема религии сегодня  одна из самых сложных, провокационных и спекулятивных».

Чего ждать дальше? Постановки «Лебединого озера» Приморского театра оперы и балета, где балерины будут загримированы под трансвеститов, или оперы Бизе «Кармен» постановки Читинского театра, в которой образ блудницы с папиросной фабрики будет по-современному «гениально» интерпретирован в образ православной монахини или, не дай Бог, какой-либо святой? Это неизвестно.

Путь к славе в искусстве ныне весьма прост и состоит в конкретной задаче: как можно сильнее задеть чувства людей, сильно смутив их, а еще лучше – оскорбив (Фото: Александр Кряжев/РИА
Путь к славе в искусстве ныне весьма прост и состоит в конкретной задаче: как можно сильнее задеть чувства людей, сильно смутив их, а еще лучше – оскорбив (фото: Александр Кряжев/РИА «Новости»

Совершенно ясно одно – путь к славе в искусстве ныне весьма прост и состоит в конкретной задаче: как можно сильнее задеть чувства людей, сильно смутив их, а еще лучше – оскорбив…

Частокол вместо сетки-рабицы

Обычно по поводу таких скандалов делают громкие обобщения, в которых констатируют факт деградации общества или деформации общественного сознания и т. п. В этом случае, пожалуй, речь идет скорее о несовершенстве судебной системы, которая, по сути, безапелляционно (можно же было оправдать, но, к примеру, вынести предупреждение театру) поддержала скандальную постановку.

Речь идет даже не о претензии к самому процессу, хотя вопросы здесь, конечно, имеются (например, чего стоит экспертиза, проведенная совершенно светскими людьми, вызывающая у меня, дипломированного специалиста теологии, массу вопросов). Самое печальное здесь это то, что подобные «творцы» не желают верить, что кого-то их «искусство» может довести до реальных горьких слез, а самое главное, не желают добрососедства с людьми инакомыслящими.

Ведь понятно, что закон не может регламентировать нашу жизнь до конца. Если я желаю быть в дружбе с соседом по даче, то все равно спрошу его мнения о своих планах по посадке яблони напротив нашего общего забора. Несмотря на то, что все будет сделано по закону и расстояние до соседского участка будет не менее четырех метров, я все равно спрошу, так как нашим детям и внукам еще жить вместе…

Там, где остается один несовершенный по определению, голый закон – там нет места любви. И вместо легкой сетки-рабицы между людьми самых разных взглядов вырастает устрашающий частокол. Впрочем, к нашей чести, в этой истории не мы его насадили.

Кризис православного либерализма

Нельзя не заметить, что история с «Тангейзером» в очередной раз обнажила еще одну проблему современного православия: у нас в Церкви очень слабы позиции либералов. Причем слабы вовсе не оттого, что консерваторы все захватили в свои руки и устроили диктат, а оттого, что у наших либералов очень скудная и натянутая аргументация икономии.

В православном каноническом праве есть два принципа: принцип акривии – строгого и неукоснительного следования канонам, и принцип икономии, согласно которому в некоторых случаях следует пожертвовать второстепенным ради соблюдения главного.

Вообще для меня как для священника, а следовательно – и миссионера, деление на либералов и консерваторов было всегда несколько условным. Ведь чаще всего тезисы и тех и других лишь дополняют друг друга, диалектически описывая одну и ту же истину.

Поэтому в духе апостола Павла, однажды сказавшего про себя: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20–22), можно понять и принять до определенной степени людей, далеких от православной традиции.

Но лишь до определенной степени. Вряд ли тот же апостол Павел стал бы заигрывать с развращенной расхристанной интеллигенцией, пытаясь увидеть мир ее мутными глазами и оправдывая пошлое и воистину кощунственное исполнение художественного замысла постановки режиссера Кулябина.

Видимо, проблема еще и в том, что некоторые православные оппозиционные блогеры-религиоведы не только стараются в духе апостола Павла приблизиться к немощным в вере либералам, дабы, будучи на одной волне с ними, проповедовать им Христа.

Увы, очевидно, они и сами, так или иначе, оправдывая пошлость и кощунство, стали немощными в вере, превратив в своем сознании Бога в абстрактный трансцендентный абсолют, которому все оскорбления безразличны.

Богу действительно это безразлично – Он не обижается на нас и не мстит, как разгневанный феодал, обещая отправить нас в ад. Плохо, когда это безразлично нам самим и изображение распятого Христа (или, скажем, изображение своей мамы) мы позволяем публично рисовать в промежности женщины, а образ Спасителя помещать в грот Венеры.

Впрочем, главную задачу скандальная опера все же выполнила, ведь она смогла высокохудожественно отобразить современную действительность. Действительность, согласно которой, правда, не Христос в гроте Венеры, а современное общество вообще и искусство в частности – в аду.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Анастасия Федоренчик: Право на счастливое детство

Попытки обвинить детского омбудсмена в насаждении в стране ювенальной юстиции, что, по мнению некоторых околоправославных и околопатриотических кругов, означает чудовищное преступление, идут в последнее время волнами. Подробности...
Обсуждение: 10 комментариев

Дометий Завольский: Новые красные

Сегодня «новые красные» обнаруживают нового врага. И кое-кто из них уже заключает, что этот враг будет пострашнее загостившихся по телестудиям либералов и что именно на него возложено окончательное решение русского вопроса по какому-нибудь плану Маршалла – Даллеса. Подробности...
Обсуждение: 50 комментариев

Владимир Корнилов: Как русские хакеры британцев испугали

В Британии – очередной бешеный «скандал», связанный с русскими хакерами. Этому «расследованию» посвящена серия статей в сегодняшнем номере «Таймс», с утра все британские новости только об этом и трубят. Подробности...
Обсуждение: 5 комментариев

Виктория Федотова: «Классный» руководитель страны

У нас, «поколения миллениалов», очень смешанное отношение к этим ребятам, младше на 10–15 лет. Мы, вроде как, «настоящую жизнь» нюхали. «Поколение путинской стабильности», – свысока говорим мы, но в голосе прослеживается зависть. Подробности...
Обсуждение: 68 комментариев

Андрей Перла: Не про театр

Зачем вообще существует театр, если ты не актер, не режиссер, не театровед, не фанатичный театрал? Зачем он мне? Обывателю, рядовому гражданину? А ведь из наших налогов государство его и финансирует. А должно ли? Подробности...
Обсуждение: 71 комментарий

Елена Кондратьева-Сальгеро: Немного лета в холодной войне

Думаете ли вы, что теряете свою национальную идентичность, когда, встав ни свет ни заря и израсходовав поникшие силы в пекле рабочего дня, задыхаетесь в общественном транспорте или плавитесь в раскаленной машине? А я вот думаю о своей и сейчас скажу, почему. Подробности...
Обсуждение: 49 комментариев

Денис Селезнев: Танковая перемога

В выступлениях украинских чиновников и публикациях СМИ танк Т-84 «Оплот» быстро объявили лучшим в мире (разве что «Абрамс» сравнится, но он вдвое дороже) и пророчили победоносное шествие по рынкам. Посудите сами. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Вадим Самодуров: Реализм потихоньку начинает отвоевывать пространство

Из администрации президента Украины в СМИ просочился слух, что если Донбасс снова станет украинским, то восстанавливать его будут американцы. Даже не знаю, что делать – развенчивать этот слух или смеяться. Подробности...
Обсуждение: 7 комментариев

Андрей Бабицкий: Простосердечный каннибализм Светланы Алексиевич

Я просто не в силах отказать себе в удовольствии упомянуть хотя бы в двух словах о тех людоедских размышлениях, коими Светлана Алексиевич поделилась в своем уже успевшем стать знаменитым интервью с журналистом агентства «Регнум». Подробности...
Обсуждение: 213 комментариев

Анна Федорова: На следующем витке протеста людей будет еще меньше

Весной – летом 2017 года в России прошло четыре заметных массовых акции. Если обратиться к истории и посмотреть, какие митинги и демонстрации становились поворотными точками в истории страны – выясняется интересное. Подробности...
Обсуждение: 41 комментарий
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............