Государственный секретарь США Энтони Блинкен в среду завершил свой визит в Узбекистан, а с ним и всю свою поездку по Центральной Азии. Теперь он летит в Индию, в Дели, на совещание главных дипломатов Большой двадцатки (G20). Но еще будучи в Ташкенте, Блинкен предупредил, что на полях встречи в Дели не планирует общаться с главами МИД Китая и России Цинь Ганом и Сергеем Лавровым.
Отказ общаться с коллегами из Китая и России примечателен тем, что вся деятельность Блинкена в последние дни была напрямую связана с этими странами: госсекретарь пытался максимально испортить отношения среднеазиатских республик с Москвой и Пекином.
В основном деятельность была закулисной, однако и на публике Блинкен не лез за словом в карман. В частности, выступая в среду в Ташкенте, госсекретарь призвал узбеков бороться с «дезинформацией», звучащей из Москвы. «Безусловно, это правда, что Россия создала очень сильную и прочную систему пропаганды и дезинформации, которая ощущается здесь и в других частях мира», – цитирует госсекретаря Gaseta.uz. По мнению Блинкена, лучшим ответом на это будет создание местной независимой прессы. По его словам, «наличие сильных, активных и обладающих всеми ресурсами местных СМИ» – это один из вопросов, которые он обсуждал с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым.
Блинкен прилетел в Ташкент вечером во вторник – узбекскую столицу он посетил впервые в своей дипломатической карьере. С местным коллегой Бахтиёром Саидовым, если верить строчкам официального резюме, они провели «продуктивную» встречу. Договорились объединить «усилия в целях создания лучших условий для деловых обменов, наращивания кадрового потенциала Узбекистана, укрепления региональной безопасности в Центральной Азии», рассказал потом Саидов. По его словам, Вашингтон, кроме того, оказывает «неизменную и полную поддержку курса реформ президента Узбекистана».
Блинкен прилетел в Ташкент из Астаны. Там во вторник, как и Саидов, он участвовал во встрече глав МИД всех пяти стран региона – так называемом формате C5+1 (Казахстан, Киргизия, Туркмения, Таджикистан и Узбекистан + США).
Создавая восемь лет назад «C5+1», Вашингтон ставил перед собой задачу усиления влияния в регионе в пику двум главным его игрокам – Китаю и России, напоминает по этому поводу «Коммерсант» и добавляет: нынешний же визит Блинкена, проходящий в условиях российско-украинского конфликта, изначально не мог восприниматься в отрыве от него.
В открытой, публичной части визита больше всего запомнилось двойное «деловое предложение», которое Блинкен озвучил по итогам встречи с пятеркой.
Вашингтон внимательно следит за соблюдением антироссийских санкций и при этом понимает, что соблюдение санкций грозит экономике Средней Азии убытками, признал Блинкен. Вернее, он выразился более обтекаемо – «побочными экономическими эффектами». В этой связи Вашингтон обещает выдавать компаниям региона «лицензии», чтобы «дать компаниям время свернуть отношения с российскими фирмами, которые оказались под санкциями, диверсифицировать свои торговые отношения», сказал госсекретарь. В переводе это значит, что желающие бизнесмены могут получить что-то вроде «брони» от американских санкций, если они в свою очередь пообещают разорвать отношения с российскими партнерами. «Мы понимаем, что этот процесс требует времени, что это нельзя сделать одним щелчком», – добавил Блинкен.
Во-вторых, госсекретарь поманил местный бизнес суммой в 25 млн долларов – «для диверсификации торговых путей и создания рабочих мест», то есть предложил компенсацию за все тот же разрыв деловых отношений с Россией. США осознают «побочные последствия и делают все возможное, чтобы свести их к минимуму, чтобы смягчить их и создать различные новые возможности для партнеров здесь, в Центральной Азии», – повторил шеф Госдепа.
Как известно, Казахстан в последний год превратился в один из главных маршрутов для параллельного импорта, именно с его помощью России удается обходить западные санкции. Товарооборот наших стран на этом фоне резко вырос. Как считает политолог Марат Шибутов, одного визита госсекретаря будет явно мало, чтобы заставить регион дистанцироваться от Москвы.
«Чтобы отдалить Среднюю Азию от России, потребуется некое политическое землетрясение, сравнимое с недавней катастрофой в Турции.
А предложенная сумма в несчастные 25 млн – это смешно при товарообороте в десятки миллиардов долларов. Говорить о том, что страны «дистанцировались» друг от друга или сблизились, можно только по итогам каких-то реальных политических шагов или подписанных документов. Но никаких документов по итогам визита Блинкена не подписано. Так что и говорить не о чем», – подчеркнул казахский эксперт.
Сумма и вправду смешная, но это лишь «первый транш» для «проработки возможных экономических альтернативных путей», если государства все-таки захотят перестать сотрудничать с Китаем и РФ, сказал «SputnikLive» завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Андрей Грозин.
Кроме того, как выяснилось, у американского эмиссара был с собой не только пряник, но и кнут.
«Уверен, Блинкен в приватных встречах угрожал министрам иностранных дел стран ЦА вторичными санкциями», – считает Грозин. По его мнению, «вторичные санкции были самым частым повторяемым тезисом на переговорах. По сути, госсекретарь США приехал запугивать Казахстан и Узбекистан, но у него это вряд ли получится: у РФ очень много экономических связей со странами региона», – пояснил политолог.
Действительно, вышедший на публику после разговора с Блинкеном его казахский коллега Мухтар Тлеуберди заявил, что ни одна казахская компания не попала под вторичные американские санкции из-за сотрудничества с россиянами.
Как и в Ташкенте, в Астане Блинкена принимали на высшем уровне – на уровне президента. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в ходе встречи поблагодарил США за «поддержку независимости, территориальной целостности и суверенитета». Блинкен подтвердил, что США поддерживают суверенитет и территориальную целостность Казахстана, добавив – очевидно, с намеком на судьбу Украины, – что в нынешних обстоятельствах в эти дежурные слова он вкладывает совсем не рутинный смысл.
Кроме того, Блинкен поблагодарил Казахстан за гостеприимство, которое тот проявил, приняв у себя «200 тысяч россиян», бежавших сюда после начала украинского конфликта. Откуда госсекретарь взял такую цифру, непонятно (власти Казахстана приводили совсем иные данные). Поблагодарил гость Астану за «юрты несокрушимости, в которых украинцы могут греться». Тут тоже неувязка. Что касается «юрт», то ведомство того же Тлеуберди ранее опровергло связь официальной Астаны с подобными инициативами казахской диаспоры на Украине.
Приезд госсекретаря не мог повлиять на отношения Казахстана с Россией и Китаем, полагает директор Центра прикладных исследований ТАЛАП, член международного клуба «Валдай» Рахим Ошакбаев.
«Думаю, еще до визита Астана дала понять, что твердо придерживается политики многовекторности. Суть этой политики в современных условиях, на фоне геополитических разломов, вооруженных конфликтов, может формулироваться, по-моему, следующим образом: нельзя ожидать, что Казахстан станет частью какой-либо «коалиции против» – антироссийской, антикитайской и так далее. К антизападным фронтам он также не будет примыкать. При этом наша страна останется предсказуемым, надежным партнером в рамках тех объединений, в которых она уже состоит, – это ЕАЭС, ОДКБ и ШОС», – сказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
«Внимательный наблюдатель заметил, что 25 февраля, накануне приезда Блинкена, МИД Казахстана приветствовал мирный план по украинскому кризису, который предлагает Китай», – напомнил эксперт «Валдая». По его мнению, это тоже стало сигналом, важным намеком для американского гостя.
О том, не «накаливаются» ли отношения Москвы и Астаны в результате усилий Блинкена, в среду спросили и пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова. «Нет, – отреагировал представитель Кремля. – Мы дорожим нашими отношениями. Нас объединяют и двусторонние связи, весьма и весьма многоформатные. Нас объединяет совместное участие в интеграционных проектах. И мы фиксируем очень положительную динамику развития этих связей», – добавил Песков.