О том, что российские разведчики используют Венгрию как базу для решения своих задач в Европе, заявила газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники в Вашингтоне и Будапеште. «Влияние Москвы в Венгрии возрастает, ее шпионы свободно передвигаются по стране, и власти закрывают на это глаза», – бьёт тревогу издание.
В частности, сообщается об инциденте, когда «обученные на Западе венгерские контрразведчики» получили информацию о подготовке въезда российского шпиона, однако Будапешт дал категоричный приказ россиянина не преследовать. Газета утверждает, что это не единичный случай, а обычное явление.
В реальности все было немного не так или совсем не так.
Вообще, что это за формулировка такая – «обученные на Западе венгерские контрразведчики»? Допустим, Венгрия не Запад с точки зрения WSJ. Многие венгры, в том числе те, кто голосует за Виктора Орбана и националистов (то есть большинство населения), с этим даже согласятся. Венгрия в их представлении – отдельная цивилизация, зависшая на полпути в Европу и не желающая погружаться в нее в дальнейшем. Но получается, что любой уроженец Восточной Европы, «обученный на Западе», превращается в «собачку Павлова», которая должна реагировать на внедренные в ходе обучения ценности быстрее, чем на врожденные инстинкты. В нашем же случае надо жертвовать тем, что называется «венгростью» – материально невыразимой системой местного национального самосознания – в пользу европейской или даже евроатлантической идентичности. Не вышло, и англичане затаили обиду, слитую в WSJ в форме художественного доноса.
Но вернемся к сути скандала. Сотрудники венгерской контрразведки периодически обучаются на «курсах повышения квалификации» при объединенной разведывательной системе НАТО. Такие курсы для специальных служб и журналистов – удобная площадка для вербовки агентуры в пользу англосаксонских разведок и сочувствующих им. В системе НАТО давно уже сложилась нездоровая ситуация, когда именно англосаксонские спецслужбы и примкнувшие к ним организации из Нидерландов, Дании и Норвегии считаются чем-то вроде закрытого клуба, «корневой системы», внутри которой налажен свободный обмен информацией, а сотрудники пользуются режимом неограниченного доверия, включая доступ к американским источникам информации. Прочие спецслужбы других стран НАТО в этот клуб не допускаются, зато их сотрудники становятся объектами вербовки под благовидными предлогами «евросолидарности» и «европейского единства».
В зоне риска венгерские, польские, словацкие и чешские разведывательные системы (о прочих, особенно румынах, вообще не упоминаем), которые считаются неблагонадежными не только из-за потенциального проникновения в них российских разведчиков, но и из-за изначального недоверия к восточным европейцам со стороны англосаксов и скандинавов. С ними же вечно что-то не так: говорят на непонятных языках, верят во что-то своеобразное, даже форма у них странноватая. Поэтому англосаксонские и контролируемые ими общенатовские разведывательные структуры предпочитают действовать через вербовку, надеясь на слепое подчинение. «Обучение на Западе» – прекрасный повод для оной.
И вот этим «прошедшим обучение на Западе» венграм передают из Лондона информацию о том, что некий гражданин, пересекающий венгерскую границу, скажем, в Суботице, highly likely российский шпион. Причем передают лично, минуя их непосредственное руководство в Будапеште. И говорят: бросайте свои прямые обязанности и организуйте слежку за этим нехорошим человеком в интересах Ее Величества и европейской солидарности.
Венгры удивляются такому странному телефонному звонку. Они в первую очередь венгры, а уже затем «обученные на Западе» ручные собачки МI6. И дело не только в патриотических чувствах – им не улыбается перспектива потерять работу с волчьим билетом из-за выполнения несертифицированного распоряжения из Лондона. Тогда они делают именно то, что в таком случае должен сделать сотрудник разведки – сигнализируют прямому начальству в Будапешт.
Вовремя переложить ответственность на начальство – это искусство, которым в совершенстве владеет сотрудник любой разведки мира.
Когда первый шок от услышанного прошел, в Будапеште пришли в бешенство. Какие-то англичане, наплевав на все условности, отдают приказы венгерским гражданам, состоящим на секретной службе венгерского государства, даже не поставив в известность венгерское национальное правительство. Да не пошли бы вы, достопочтимые сэры, в Ноттингемский лес с такими приказами.
В тексте «отказной телеграммы» из Будапешта, конечно, не содержалось характерных венгерских идиоматических выражений (в Европе только венгерский язык содержит систему мата, сравнимую с русской по уровню развития), но он был достаточно жесток, чтобы Лондон на некоторое время впал в ступор. А затем – кровно обиделся. Сперва – на «ручных собачек», «обученных на Западе», которых, оказывается, недостаточно обучали. А затем – на всю Венгрию, которая не хочет подчиняться приказам на чужом языке.
Да, есть такая особенность венгерского национального характера, что ж теперь поделать. Это тянется еще со Средневековья, и даже неприязнь к сталинизму до 1956 года была в основном связана не с самим сталинизмом, а с национальным составом коммунистического правительства, в котором практически не было этнических венгров. Сейчас же что-то такое приказывать кому-то на местах, минуя Будапешт, – дипломатическое самоубийство со стороны британцев.
Но Лондон действительно обиделся. Наверняка такой случай и впрямь не один. А нападать на Венгрию за ее независимую позицию по множеству вопросов различного спектра уже давно хороший тон в англосаксонской прессе. В том же тексте WSJ до кучи вспоминает и «перепродажу» газа, чем балуются практически все страны Восточной Европы (достаточно вспомнить «реверс» из Словакии на Украину, который негодования в Лондоне почему-то не вызывает), и атомную сделку по станции Пакш.
Но факты таковы: не только Венгрия как государство отказывается слепо подчиняться приказам и окрикам из Лондона, но и отдельно взятые люди, которых в MI5 и MI6 считали «своими», а они посмели сделать выбор в пользу национальной идентичности и национальной карьеры. А иначе как жить?