В мире

29 августа 2017, 13:28

Каталония решила, как будет отделяться от Испании

Фото: Albert Gea/Reuters

Несмотря на все протесты испанского правительства, Каталония уверенно идет к референдуму о независимости: сепаратистские партии представили законопроект, в котором расписаны все первые шаги независимой Каталонии. Движение к расколу страны не смог замедлить даже теракт в Барселоне, напротив, он только увеличил антагонизм. Остается силовой вариант, но пойдет ли на него Мадрид?

Референдум об отделении Каталонии от Испании назначен на 1 октября. «У нас будут урны, у нас будут бюллетени, у нас будет список избирателей, но у нас не будет ни одного каталонца, который не знал бы, о чем этот референдум и зачем он нужен», – заявил в интервью изданию Politico президент мятежного региона Карлес Пучдемон.

Помимо харизматичного Пучдемона, жизнь положившего на борьбу за независимость своей малой родины от испанской короны, у каталонцев уже есть практически все, что нужно для функционирования независимого государства. Парламент провозгласил Каталонию республикой и подготовил текст будущей конституции. В попытке самостоятельно вести внешнюю политику каталонцы создали собственный департамент иностранных дел. А чтобы облегчить прохождение новых законов в переходный период, парламент изменил свой регламент.

Все эти акции шли при полной поддержке широких народных масс и местных звезд. Последний митинг за независимость Каталонии собрал сотни тысяч человек, а манифест в поддержку референдума зачитал на нем сам Хосеп Гвардиола – икона каталонского футбола и бывший тренер «Барселоны».

На сегодняшний день парламент Каталонии полностью контролируется просепаратистскими партиями «Вместе за «Да» и «Кандидатура народного единства». В понедельник они практически завершили подготовку к отделению от Испании, представив законопроект о полугодовом переходном периоде в регионе после обретения им независимости.

Это подробный алгоритм действий для всех государственных институтов свободной республики Каталония.

Если граждане проголосуют на референдуме за отделение от Испании, в течение 48 часов будет провозглашена независимость Каталонии. В шестимесячный период после референдума планируется распустить местный парламент и провести новые выборы. Уже после этого будет принята конституция республики. У каталонцев появятся своя армия, верховный суд, центробанк.

По хитроумному замыслу авторов проекта, выйдя из состава Испании, Каталония все-таки останется в составе ЕС. Однако есть обоснованные сомнения, что страны, настрадавшиеся от собственных сепаратистов: Италия, Бельгия, Франция – воспримут это стремление благосклонно. При этом официальный ответ Брюсселя уже известен – это заявление Еврокомиссии о том, что в случае выхода из состава Испании Каталония не сможет остаться членом ЕС, придется вступать в ЕС заново. Но сепаратистов, похоже, это не смущает.

Разумеется, Мадрид борется с каталонскими мятежниками. Конституция предоставляет правительству Мариано Рахоя довольно большие возможности. К примеру, используются юридические рычаги: Конституционный суд Испании регулярно запрещает каталонские инициативы. Так, он постановил переименовать департамент иностранных дел и, приняв к рассмотрению иск испанского правительства, фактически остановил реформирование парламентского регламента. Рассчитывая на лояльность КС, Рахой планирует обжаловать в нем и сам каталонский законопроект о референдуме.

В ход идет и административный ресурс. Мэры каталонских городов получают предупреждения об огромных штрафах, которые грозят им за организацию голосования 1 октября. Директорам школ запрещается предоставлять здания под избирательные участки. Взяты под особый контроль расходы бюджета. Мадриду уже удалось сорвать тендер на закупку избирательных урн – сепаратисты хотели заплатить за них из государственных средств.

Премьер-министр Мариано Рахой регулярно клеймит «беззаконный» референдум о независимости и клянется не допустить его проведения. Ему вторят влиятельнейшие газеты El Pais и El Mundo. И все-таки не покидает ощущение, что испанский истеблишмент не в силах помешать каталонцам сделать свой выбор. Как бы ни неистовствовал Мадрид, свободолюбивый регион планомерно осуществляет свою дорожную карту по обретению независимости.

Шансом на некоторое перемирие между центром и сепаратистами мог стать страшный теракт в Барселоне, произошедший 17 августа. Однако даже его враждующие стороны использовали, чтобы подчеркнуть свою непримиримость.

Премьер-министр Рахой назвал теракт «болью испанского народа», ни разу не упомянув в своей речи каталонцев. В свою очередь Карлес Пучдемон ни разу не упомянул испанцев, зато несколько раз назвал Каталонию «страной». Испанское правительство отметило достижения испанских спецслужб. Каталонское правительство заявило, что всю основную работу по борьбе с террористами выполнили местные полицейские. Министр внутренних дел Испании сказал, что террористическая ячейка полностью разгромлена. Руководитель каталонской полиции возразил, что расследование ведут его подчиненные – и только они будут решать, когда можно будет подводить итоги.

На следующий же день после теракта El Pais и El Mundo вышли с передовицами, в которых призывали каталонцев остановить сецессию. В ответ Пучдемон выступил на радио, назвав «жалкими» попытки Мадрида связать борьбу за независимость с терактом.

Дабы выразить свои соболезнования, в Барселону специально прилетели министры иностранных дел Франции и Германии. Каталонские власти моментально подали это событие как установление международных связей независимой Каталонией.

Так трагическая смерть людей еще больше разделила страну. Каталонский министр внутренних дел в своем телевыступлении отдельно перечислял «испанских граждан» и «каталонских граждан», погибших на бульваре Рамбла.

На сегодняшний день подавляющее большинство каталонцев (от 70 до 80% по разным опросам) поддерживают проведение референдума с вопросом «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?» Но ответить «да» собираются не все из них. Разница между сепаратистами и юнионистами, согласно опросам, колеблется на уровне статистической погрешности: по предварительным оценкам, 47% проголосуют за независимость, 44,4% – за единство с Испанией.

В запасе у Мадрида есть и силовые варианты. Теоретически правительство могло бы применить 155-ю статью конституции, в которой говорится, что, «если автономное сообщество не выполняет обязательства, которые налагают конституция и другие законы», и своими действиями угрожает интересам Испании, правительство при получении абсолютного большинства в сенате может заставить регион выполнить свои обязательства «необходимыми мерами».

На практике это означает введение армии в мятежный регион, что выглядит в наше время чем-то немыслимым.

Военное положение, репрессии против мирных жителей, танки на улицах – на такую потерю лица испанское правительство вряд ли пойдет. В Каталонии это прекрасно понимают.

Два года назад министр обороны Испании Педро Моренес неосторожно высказался о том, что армия не будет вмешиваться в события в Каталонии «до тех пор, пока все исполняют свой долг». Один из лидеров сепаратистов Антони Мас отреагировал на эту реплику с энтузиазмом: «Пусть вводят танки, я пойду прямо на них. Я ничего не боюсь, мне 60, и я успел много чего сделать».

Силовыми методами проблему каталонского сепаратизма смог решить в свое время генерал Франсиско Франко. Поколения каталонцев хранят память о репрессиях, накрывших их родину по окончании гражданской войны. Президент Каталонии Льюис Кумпаньш был расстрелян в барселонской крепости Монтжуик, все госучреждения автономии закрыты, каталанский язык оказался под запретом. Местные националисты отправились в тюрьмы и лагеря вместе с местными коммунистами.

Подавить каталонцев военными средствами сегодня означает объявить себя наследниками фашистского режима. В стране, где потомки франкистов и коммунистов до сих пор тихо ненавидят друг друга, это чревато полномасштабным гражданским конфликтом.

Так что Мадрид будет протестовать до последнего, но вряд ли решится на серьезные меры. А каталонцы уже 1 октября так или иначе оправятся на референдум. Им предстоит решать, превратится ли автономная область Каталония в Каталонскую республику.

Текст: Виктория Никифорова

Вам может быть интересно

Костромские десантники уничтожили опорный пункт ВСУ в Часовом Яре
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Варшава призвала ЕС укрепить «Восточный щит» на границе с Россией и Белоруссией

Mercedes Брежнева выставили на аукцион

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Захарова назвала Зеленского «просроченным» и «пронюханным»

Спикер МИД Мария Захарова обратила внимание на слова президента Украины Владимира Зеленского о применении дальнобойного оружия против России, назвав его «просроченным» и «пронюханным».

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Китай призвал Россию и Украину сохранять спокойствие

Министерство иностранных дел Китая призвало стороны конфликта на Украине сохранять спокойствие и сдержанность после обмена ракетными ударами и обращения президента России.

Орбан выразил надежду на Трампа в прекращении конфликта на Украине

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан выразил надежду на урегулирование конфликта на Украине благодаря избранию Дональда Трампа президентом США.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

СМИ сообщили о выборе Британии между Трампом и Европой

Победа Трампа на президентских выборах в США усложнила планы премьера Британии Кира Стармера по восстановлению связей с Европой, что ставит его перед выбором между США и ЕС, отмечает New York Times.

В Киеве прогремели новые взрывы

В Киеве и на западе Украины в Хмельницкой области произошли взрывы, в том числе в районе военного аэродрома.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?