В мире

12 августа 2016, 08:08

Россия заинтересована в возвращении эры дирижаблей

Фото: Reuters

Презентация крупнейшего в мире воздушного судна – Airlander 10, представляющего собой гибрид самолета и дирижабля и некогда разработанного для армии США – заставила говорить о возвращении эры цеппелинов. Научно-технический прогресс действительно дает им второй шанс, причем в возрождении дирижаблестроения особенно заинтересована Россия.

На этой неделе воздушное судно Airlander 10, представляющее собой гибрид самолета и дирижабля длиной 92 метра, впервые покинуло ангар и было представлено публике в городе Кардингтон, графство Бедфордшир, Великобритания. Airlander 10 оснащен газовыми баллонами, заполненными гелием, которые создают часть подъемной силы. Аппарат сможет находиться в воздухе до пяти дней и поднимать груз массой до 50 тонн. Как утверждает британская компания Hybrid Air Vehicles, в полете Airlander сможет развивать скорость до 160 километров в час, расходуя на 60% топлива меньше, чем обычные самолеты.  

Средняя скорость при обычной смешанной системе транспортировки с использованием грузового автотранспорта, железной дороги и сухогруза составляет 8–10 км/ч, а средняя скорость дирижабля – 100 км/ч

Изначально Airlander 10 разрабатывался для американской армии, планировавшей его использовать для наблюдений с воздуха. Позже проект закрыли из-за общего сокращения объемов финансирования, но Hybrid Air Vehicles, участвовавшая в проекте, выкупила прототип аппарата и продолжила самостоятельную разработку корабля для гражданского использования. И, как считается, преуспела. Означает ли это, что эра дирижаблей – воздушных кораблей, длившаяся с начала 1900-х и до конца 1930-х годов, может вернуться? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять, почему она закончилась.

Летательные аппараты-тяжеловозы легче воздуха действительно были многообещающими транспортными средствами в ту пору, когда самолетная авиация еще только «оперялась», недотягивая до дирижаблей ни по грузоподъемности, ни по дальности и продолжительности полета, ни по уровню комфорта для пассажиров. Что же касается морских перевозок, то и тут цеппелины были вне конкуренции. Любой из них мог пересечь Атлантику значительно быстрее «Нормандии» – самого быстрого океанского лайнера 1930-х годов, спроектированного эмигрантом из России Владимиром Юркевичем. 

Технологии их изготовления и эксплуатации воздушных кораблей были доступны многим странам, но наибольших успехов на этом направлении достигли три – Германия, США и Советский Союз. В СССР в 1932–1940 годах существовало даже предприятие «Дирижаблестрой», а один из основоположников космонавтики Константин Циолковский разработал огромный, в два с половиной раза больший, чем «Гинденбург», цельнометаллический дирижабль. В СССР работал и известный итальянский дирижаблестроитель генерал Умберто Нобиле, вошедший в историю полетами к Северному полюсу (один из них, на дирижабле «Италия», закончился в 1928 году катастрофой; в спасении выживших членов экипажа принимали участие советские летчики и моряки).  

#{interviewsociety}Но самолеты, поначалу смотревшиеся на фоне дирижаблей букашками, по мере приближения к их грузопассажирским и летным параметрам постепенно подписали воздушным кораблям приговор. Менее подверженные атмосферным капризам и более управляемые, чем цеппелины, меньшие по размерам и более быстрые, они постепенно вытеснили конкурентов с неба. Немалую роль в закате эры дирижаблей в 1937 году сыграла и катастрофа самого крупного из них – «Гинденбурга», показавшая ненадежность небесных монстров. По крайней мере, тех из них, оболочки которых заполнялись водородом. В отличие от водорода, гелий безопасен, но при этом он менее легкий, а главное – менее доступный. Первоначально «Гинденбург» проектировался именно под гелий, но отказ США экспортировать этот газ в Германию после прихода к власти нацистов вынудил создателей цеппелина-рекордсмена заполнить его взрывоопасным водородом, что и погубило воздушного гиганта.

После окончания Второй мировой войны дирижабли в небольшом количестве остались на военной службе в качестве воздушных патрульных, в частности в США, но продолжающееся совершенствование самолетов постепенно вытеснило воздушные корабли и с военной службы.

Параллельно в США приходили в упадок и железные дороги, что было вызвано развитием сети автомагистралей, автогрузового и авиационного транспорта. Однако в начале XXI века ситуация в корне изменилась. Как выяснилось, среднему грузовому составу, чтобы провезти одну тонну груза на расстояние 180 километров, нужно затратить всего один литр солярки, тогда как обычный восемнадцатиколесный автотрейлер потребует за ту же работу в три раза больше топлива. На фоне резкого подорожания нефти это были цифры, которые не нуждались в комментариях, и в Америке начался настоящий железнодорожный бум. По данным The Washington Post, если в 2002 году крупнейшие железнодорожные компании уволили 4700 человек, то уже в 2006-м они наняли более 5000 сотрудников. Вверх поползли не только прибыли, но и акции данных компаний: всего с 2003 по 2008 год суммарная прибыль железнодорожников увеличилась в два раза, а рыночная стоимость крупнейшей компаний – Union Pacific Railroad – возросла в три раза. 

Те же экономические факторы будут способствовать и возрождению дирижаблей. Доказано, что с применением воздушных кораблей сократятся сроки доставки грузов и их сохранность, в 2–2,5 раза снизится потребность в складских помещениях и перевалочных базах (доставка «от двери до двери»). У дирижабля удельный расход топлива в 3–4 раза меньше, чем у самолета, и в 14–15 раз, чем у вертолета. По вычислениям специалистов Русского воздухоплавательного общества, летный час дирижабля стоит 4,6 тысячи рублей, вертолета – от 12 до 30 тысяч. В результате стоимость грузоперевозок дирижаблями сопоставима со стоимостью перевозок на барже, скорость которой 30 км/ч. Сейчас средняя скорость при обычной смешанной системе транспортировки с использованием грузового автотранспорта, железной дороги и сухогруза составляет 8–10 км/ч, а средняя скорость дирижабля – 100 км/ч.

В то же время в современной урбанизированной среде непросто найти место для посадок и обслуживания небесных гигантов, размеры которых могут достигать нескольких сотен метров в длину и не менее сотни метров в ширину. Поэтому особый интерес представляет эксплуатация дирижаблей на больших малонаселенных просторах, таких как, например, Сибирь или Дальний Восток. Советские инженеры и конструкторы задумывались об этом еще в 1970-е годы, разработав проекты цеппелинов грузоподъемностью до 120 тонн. Именно в условиях Сибири и северо-востока страны себестоимость перевозки грузов дирижаблем в то время была бы в 3–4 раза ниже, чем для транспортных самолетов. В настоящее время разработкой дирижаблей в России занимается ЗАО «Воздухоплавательный Центр «Авгуръ», уже построившее дирижабль Au-30, и НПО «РосАэроСистемы». А первый российский беспилотный дирижабль был презентован публике еще около года назад на МАКС-2015. Не исключено, что подобные аппараты будут использоваться в том числе для доставки почтовых отправлений.

Следует принять во внимание и значительно большую экологичность дирижаблей, чем других видов воздушного транспорта. Цеппелин будет сжигать значительно меньше топлива, чем самолет при транспортировке одной и той же массы груза на одно и то же расстояние. Поршневые или турбовинтовые двигатели воздушных гигантов, работающие, к тому же, на малых высотах полетов, не будут, в отличие от самолетных реактивных двигателей, разрушать озоновый слой. Наконец, дирижабль в целом меньше шумит, чем самолет или вертолет, что также позволит ему вписаться в современную техногенную среду.

Так факторы экономики и экологии возвращают, казалось бы, навсегда устаревшие дирижабли в небо. Тем более что современные достижения в области науки и техники позволяют сделать воздушные корабли более надежными и удобными в эксплуатации. Управление дирижаблями затруднено из-за их большого размера и парусности. Однако системы «пилотирования по проводам» (fly-by-wire) во многом решат эту проблему. Вторая сложность связана с утечкой газа через оболочку, но разработанные к настоящему времени материалы, используемые, например, для создания космических скафандров и даже надувных космических модулей, сведут потерю газа практически к нулю. 

Классические дирижабли, царившие в небе до середины прошлого века, требовали присутствия внушительного экипажа на борту, численность которого порой превышала общее количество пассажиров. Однако развитие компьютерных систем управления (уже упомянутые fly-by-wire) позволит обойтись всего парой пилотов и, возможно, одним бортинженером. Наконец, прочные и легкие композитные материалы значительно повысят прочность конструкции воздушных кораблей при одновременном снижении ее веса.

Людям, привыкшим к экономическому аскетизму пассажирских салонов современных авиалайнеров, трудно представить себе комфорт и роскошь, царившие на борту цеппелинов 1930-х годов. У пассажиров были отдельные каюты, ресторан, комната отдыха, променад со смотровой площадкой, с которой можно было обозревать землю с высоты порядка одного километра. Это значит, что воздушные гиганты могут возродиться в качестве небесных круизных лайнеров. Если нашлись уже более 700 человек, выложивших 250 тысяч долларов за двухчасовой полет по суборбитальной траектории на корабле компании Virgin Galactic, то можно не сомневаться, что небесные лайнеры, совершающие круизные полеты, никогда не будут крейсировать полупустыми.

Кстати, мировое мореплавание является хорошим примером, который должен ободрить создателей будущих круизных цеппелинов. В середине прошлого века считалось, что времена лайнеров типа «Титаника», «Лузитании» или «Нормандии» навсегда ушли в прошлое. Но в наши дни океаны бороздят куда большие суда типа Oasis of the Seas или Allure of the Seas. И возможно, недалек тот час, когда современные круизные дирижабли понесут своих пассажиров по волнам пятого океана так же, как это делали цеппелины в 30-е годы прошлого века.

Текст: Юрий Караш,
член-корреспондент Российской академии космонавтики

Вам может быть интересно

США решили увеличить размер военной помощи Украине
Темы дня

Российский атом пробивает европейские санкции

Болгария, ставшая в последние годы одним из самых суровых исполнителей санкций против России, внезапно ввела весьма примечательное исключение. О чем идет речь и почему на этот раз Болгария не способна обойтись без российской технологической помощи?

Украина научит европейцев экономить зимой электричество

Накануне зимы Евросоюз решил помочь Украине с электричеством. В Киев приехала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая пообещала помощь, деньги и даже целую ТЭЦ в разобранном виде. А глава Международного энергетического агентства (МЭА) Фатих Бироль заявил, что европейские потребители способны сократить потребление, чтобы из чувства солидарности отправить на восток сэкономленное электричество. Но хватит ли его Украине зимой?

Лавров назвал шуткой слова Путина о «поддержке» Харрис

Эксперт: Привезенной из Литвы ТЭЦ хватит Украине на половину небольшого города

Психолог рассказала, как убедить детей не спиливать зубную эмаль

Новости

Названо обнаруженное в рациях «Хезболлы» мощное взрывчатое вещество

Взорвавшиеся в Ливане рации, предположительно принадлежащие организации «Хезболла», были начинены мощным взрывчатым веществом пентаэритриттетранитратом (PETN), которое используется для снаряжения капсюлей-детонаторов, сообщили СМИ.

Лавров: США выдумывают по десять небылиц в день про Россию

Российская сторона обладает вооружением, применение которого может повлечь серьезные последствия для западных стран, заявил министр иностранных дел Сергей Лавров в интервью телеканалу Sky News Arabia. Он также рассказал о фейках, которые распространяют страны Запада о России.

Мишустин утвердил список навязывающих нетрадиционные ценности стран

Перечень государств, навязывающих деструктивные неолиберальные идеологические установки, противоречащие традиционным российским духовно-нравственным ценностям, утвержден председателем правительства Михаилом Мишустиным.

РОЦИТ сообщил о жалобах на работу почтового сервиса Gmail от Google

Пользователи Gmail столкнулись с неполадками в работе сервиса, соответствующие жалобы начали поступать в Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Там порекомендовали сменить почтовый аккаунт Google, если он был использован для регистрации на «Госуслугах» или иных сервисах.

В Ирландии напомнили Западу о российской «Царь-бомбе»

В случае ядерной войны Россия может применить мощнейшую в истории человечества термоядерную «Царь-бомбу», эта мысль ужасает, заявил ирландский журналист Чей Боуз.

Медведев назначен главой комиссии Совбеза по комплектованию армии контрактниками

В Совете безопасности России сформирована межведомственная комиссия по комплектованию Вооруженных сил страны военнослужащими по контракту, соответствующий указ подписал президент Владимир Путин.

CNN: У США не хватает вооружений для отправки Украине следующей партии

США намерены объявить о выделении Украине нового крупного пакета военной помощи на следующей неделе, однако отправка вооружений может быть отложена из-за истощения запасов на складах Пентагона, сообщили СМИ.

ВС России перерезали снабжение ВСУ по железной дороге на Покровск

Российские войска уничтожили мост, по которому проходила железная дорога в Покровск, что затруднило транспортировку украинских войск и боеприпасов, сообщает советник главы ДНР Игорь Кимаковский.

В Тбилиси призвали ЕС не шантажировать Грузию темой безвиза

Председатель комитета парламента Грузии по евроинтеграции Мака Бочоришвили призвала ЕС не шантажировать ее страну темой возможной отмены действующего с 2017 года либерального визового режима в качестве наказания за якобы отступление от демократии, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Бакальчука отпустили домой после стрельбы у офиса Wildberries

Владеющий 1% ООО «Вайлдберриз» Владислав Бакальчук, которого задержали по делу о стрельбе возле офиса Wildberries в центре Москвы, сообщил, что вернулся домой.

РПЦ поддержала исключение теории Дарвина из школьных учебников

Представители Русской православной церкви поддержали предложение об исключении теории эволюции Чарльза Дарвина из школьной программы.

Польша обвинила экс-адвоката Березовского в причастности к нападению на Волкова

Анатолий Блинов, бывший адвокат Бориса Березовского, обвиняется в руководстве нападением на Леонида Волкова (признан иноагентом, внесен в реестр террористов и экстремистов), которое произошло в марте в Вильнюсе, следует из слов пресс-секретаря Национальной прокуратуры Польши Пшемыслава Новака.
Мнения

Бахтияр Бабаджанов: Откуда у трудовых мигрантов в России тяга к исламу

Основная часть мусульман Узбекистана придерживается «религиозного минимализма», но, оказавшись в качестве трудовых мигрантов за границей, они ищут новые формы коммуникаций с себе подобными.

Геворг Мирзаян: Зеленский сменил призрачный мир на бесконечную войну

Весьма символично, что «победа» в понимании Зеленского – это теперь война без конца с постоянной эскалацией. Подстраиваясь под понимание Запада о невозможности военной победы над Россией, Зеленский предлагает американцам и европейцам просто вести войну.

Андрей Перла: Про Армению надо временно забыть

Последние заявления армянского премьер-министра ставят перед нами простой и важный вопрос: что России делать с Арменией? А может быть, вопрос еще проще: стоит ли вообще с ней что-то делать или пусть армяне разбираются с собой сами?
Вопрос дня

Зачем «Хезболле» нужны пейджеры?