Общество

11 декабря 2018, 21:15

Коллапс в московском метро требует срочных решений

Фото: Руслан Кривобок/РИА «Новости»

Очередная серия сбоев, случившаяся в столичном метро во вторник, явно не выглядит обычной случайностью. Есть масса признаков того, что подземка работает на пределе своих возможностей – и все усилия городских властей по ее поддержке приносят очень скромные результаты. Какой подход сегодня необходим столичному транспорту в целом и метро в частности?

Сбои в московском метро происходят регулярно – то пассажир на рельсы упадет, то поломка семафора, то еще что-то.

11 декабря не ехали по графику «зеленая» Замоскворецкая и «фиолетовая» Таганско-Краснопресненская, 7 декабря – свежеоткрытая Солнцевская, 27 ноября – «серая» Серпуховско-Тимирязевская и «красная» Сокольническая, 23 ноября – «синяя» Арбатско-Покровская, ну и так далее.

То есть перебои в движении – это уже давно не ЧП, а неотъемлемая часть работы Московского метрополитена. Как пробки на московских дорогах или задержки рейсов в московских аэропортах. Неприятно, но бывает.

И это, разумеется, неправильно. Потому что рельсовый транспорт для того и придуман, чтобы ездить четко по расписанию. Сбои должны быть действительно чрезвычайными происшествиями и происходить от силы несколько раз в год, а не по несколько раз на неделе.

Конечно, метрополитен не может ничего сделать с падающими, а тем более добровольно прыгающими под поезд пассажирами. То есть может, если поставить между перроном и поездами прозрачные защитные стены с открывающимися дверями, как в некоторых метрополитенах мира. Но это будет стоить очень дорого, и тогда не останется денег ни на строительство новых станций, ни на текущий ремонт старых.

А вот поломки семафоров и другой электроники – это как раз стопроцентная вина самих метрополитеновцев. Техника должна работать как часы. А если действующие сотрудники не справляются, надо искать других или нанимать дополнительных. Это не такие уж глобальные затраты.

И уж тем более сотрудники метро выглядят, прямо скажем, позорно, когда винят в сбоях пассажиров – как это произошло во вторник.

Помнится, когда в римском метро рухнул эскалатор, в результате чего пострадали граждане России, итальянские чиновники тоже винили в произошедшем «пьяных русских фанатов». Тогда СМИ цитировали слова президента Метрогипротранса Николая Шумакова: «любое проявление – заполненный или полузаполненный эскалатор, бегущие, стоящие или прыгающие люди – все системы и узлы эскалаторов должны выдержать любую нагрузку. У нас, в Москве, так оно и есть».

Теперь оказывается, что, несмотря на нормально работающие эскалаторы, наши поезда не приспособлены для того, чтобы пассажиры придерживали двери. «Как мы уже неоднократно объясняли, продолжительное препятствование закрытию хотя бы одной двери в поезде приводит к тому, что системы контроля не позволят составу тронуться с места», – говорится в официальном заявлении пресс-службы метро.

Кто хотя бы раз ездил в метро в час пик, знает, что поезда стараются ехать максимально быстро. Поэтому двери закрываются вскоре после открытия, все желающие войти никак успевают, из-за чего придерживают закрывающиеся двери, чтобы все-таки проскользнуть в вагон. Виноваты ли в этом пассажиры? Наверное, отчасти виноваты, но очень отчасти. Потому что так делают все, и делают давно.

В том, что поезда из-за этого ломаются и задерживаются, виноваты исключительно сотрудники метрополитена. Привычку пассажиров держать двери можно побороть быстро – поставить сотрудников охраны или полицейских, которые будут вытаскивать из толпы и штрафовать особо активно «препятствующих». Процесс наказания детально освещать в СМИ – и очень скоро люди перестанут держать двери, как они перестали перепрыгивать турникеты. Ну а перенастроить системы контроля, чтобы даже после длительного блокирования двери поезд не ломался – вряд ли принципиальная проблема.

Поэтому нынешние обвинения в адрес пассажиров смотрятся жалко и просто обозначают нежелание сотрудников метрополитена решить проблему. Впрочем, и их винить тоже можно лишь отчасти – разве что за попытку снять с себя ответственность и переложить ее на пассажиров. Глобальная проблема состоит в том, что московский метрополитен просто не рассчитан на нынешние нагрузки. Но вместо того, чтобы облегчать работу сотрудников подземки, городские власти ее только усложняют.

Повышение стоимости парковки внутри Садового кольца дополнительно увеличило число людей, которые не ездят в центр на личном автомобиле. Но альтернатив метро не существует. «Центральные диаметры» пока не запущены, хотя увеличить число электричек, которые переходят с курского на рижское и с савеловского на белорусское направление можно уже сейчас, инфраструктура есть. Также ничто не мешает наконец договориться с РЖД об объединении платежных систем в границах столицы, чтобы, заплатив картой «Тройка», можно было сесть на электричку и потом пересесть на метро, МЦК или автобус.

Строительство «Большого кольца» также ведется очень неторопливо. К тому же на густонаселенном юго-востоке Москвы станции будут открыты в последнюю очередь, только к 2022 году (это в лучшем случае, сроки открытия новых станций регулярно переносятся).

Самые загруженные линии (то есть сломавшиеся во вторник Замоскворецкая и Таганско-Краснопресненская) не имеют коротких пересадок на МЦК. Хотя построить дополнительную станцию между «Текстильщиками» и «Волгоградским проспектом» для пересадки на «Угрешскую» технически возможно и сравнительно недорого.

Из Люберец в Москву строится новая Некрасовская ветка, которая будет пересекаться с Таганско-Краснопресненской на станции «Косино», причем этот отрезок будет введен в эксплуатацию раньше, чем полная ветка. Это значит, что очень скоро на «Выхино» войти в поезд метро будет невозможно. И даже когда Некрасовскую ветку достроят до МЦК, все равно после пересечения с Таганско-Краснопресненской она будет мало востребована, так как не идет в центр. А вопрос продления ее в сторону центра даже не рассматривается, хотя с советских времен есть заделы.

Действительно, метро – это очень дорогое удовольствие. Но многие крупные города запускают скоростные трамваи – это на порядок дешевле.

Проложенные вдоль Волгоградского или Рязанского проспектов до Таганской площади скоростные трамвайные линии (в отличие от Некрасовской ветки) смогли бы действительно разгрузить Таганско-Краснопресненскую линию. Но вопрос строительства новых трамвайных веток даже не рассматривается.

При этом в рамках реновации на месте пятиэтажек будут построены многоэтажные дома-человейники, что увеличит плотность населения и сделает длинные очереди на вход в метро в час пик будничным явлением для практически всех московских районов.

Если мэрия Москвы не скорректирует свою транспортную и строительную программы, если на федеральном уровне не будет разработана рабочая, а не декларативная программа по поддержанию регионов и люди будут продолжать ехать на заработки в столицу, то очень скоро Московский метрополитен окончательно перестанет справляться со своей работой, как и другие объекты городской инфраструктуры.

И в этой ситуации искать виноватых станет уже поздно. Проще будет построить новую столицу в другом месте. А коллапсировавшую Москву оставить как напоминание о том, к чему приводят человеческая жадность и нежелание просчитывать последствия своих действий.

Текст: Антон Крылов

Вам может быть интересно

Экспертиза выяснила детали теракта на Крымском мосту в 2022 году
Темы дня

Украинская коррупция ускорила отступление ВСУ

Российские войска продолжают успешное продвижение в ДНР на нескольких участках фронта. Западные СМИ объясняют этот успех развалом украинских инженерных войск, из-за чего ВСУ приходится отступать на неподготовленные позиции. Так ли это на самом деле и как в нынешних условиях противник намерен выстраивать оборону в регионе?

«Путь в Европу» стал для Прибалтики «дорогой в никуда»

В Латвии сбежали со своих постов руководители госпредприятия, строящего железнодорожную магистраль Rail Baltica. Это очередное доказательство того, что амбициозный проект ЕС близок к краху. Среди причин этого не только прибалтийская коррупция: в США на самом деле не верят, что Россия готовится атаковать Литву, Латвию или Эстонию.

Венедиктов рассказал о новом проекте Чубайса в Израиле

Киев призвал к «наступательной украинизации» страны

Телеведущая Елена Ханга назвала размер своей пенсии

Новости

Эксперт: Запад переоценивает влияние релокантов на российскую экономику

Люди, возвращающиеся в Россию, в большинстве своем удаленно работали на отечественные компании. Таким образом, плоды их труда и так были включены в показатели ВВП страны. В реальности же влияние релокантов на развитие экономики РФ более скромное, чем представляют себе западные СМИ, сказал экономист Андрей Любич. Ранее издание Bloomberg сообщило о росте ВВП России из-за возвращения уехавших граждан.

В Турции опровергли передачу С-400 третьим странам

Турецкая сторона не планирует передавать кому-либо закупленные у российской комплексы С-400, заявил турецкий министр обороны Яшар Гюлер.

Газпром назвал сумму чистого убытка в 2023 году

Чистый убыток ПАО «Газпром» по итогам 2023 года составил 629 млрд рублей, что в два раза больше, чем убыток в 319,4 млрд рублей годом ранее.

Уехавшим из России иноагентам предложили купить часть Монголии

Журналистка Анастасия Казанцева (признана иноагентом в РФ) предложила покинувшим Россию иноагентам создать «альтернативное государство», которое могло бы располагаться на территории Монголии, так как у нее «свободной земли много».

На Землю обрушилась третья по силе в 2024 году магнитная буря

Третья по силе магнитная буря 2024 года обрушилась на Землю, что может привести к появлению полярных сияний на широтах Москвы и Санкт-Петербурга. Об этом сообщают ученые из лаборатории солнечной астрономии Института космических исследований (ИКИ) и Института солнечно-земной физики (ИСЗФ).

Демонстранты устроили транспортный коллапс в Тбилиси

Демонстранты с криками «Нет русскому закону!» в четверг блокировали одну из центральных транспортных развязок Тбилиси – площадь Героев, требуя отозвать яро критикуемый Западом закон «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

TikTok возобновил работу в России

Социальная сеть TikTok вновь стала доступна для пользователей в России, сообщили СМИ.

Bild: Путин заставил немецкие танки прогнуться

Путин заставил немецкие танки прогнуться, об этом пишет немецкая газета Bild, рассказывая об открывшейся в Парке Победы в Москве выставке трофейной техники НАТО, захваченной российскими войсками в ходе спецоперации на Украине.

Захарова объяснила отзыв статьи Reuters про Кэмерона и удары ВСУ по России

Официальный представитель МИД России Мария Захарова выразила уверенность, что министр иностранных дел Британии Дэвид Кэмерон действительно сказал о праве Вооруженных сил Украины наносить удары по российской территории.

Звание генерал-лейтенанта присвоено замкомандующего группировкой «Восток»

Президент России Владимир Путин присвоил звание генерал-лейтенанта заместителю командующего группировкой войск «Восток» Олегу Лучанскому, указ опубликован на официальном портале правовой информации.

Турция прекратила торговые связи с Израилем

Турция решила приостановить торговые связи с Израилем, сообщили СМИ со ссылкой на турецких чиновников.

Премьер Грузии отказался ехать в Америку

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе отклонил приглашение направиться с визитом в США из-за предусловия приглашающей стороны остановить обсуждение законопроекта «О прозрачности иностранного влияния», передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?